«СОЛь» в Минске: цикл воздействия для ОДБ Брюссель

15 октября 2018 года в Минске ОДБ Брюссель совместно с некоммерческой организацией Центр содействия инновациям в обществе «СОЛь» организовали воркшоп по теме оценки воздействия социальных эффектов.В течение четырех часов тренеры из Москвы Алексей Маслов и Любовь Королёва вместе с белорусскими социальными предпринимателями и предпринимательницами учились находить социальные эффекты и пути их измерения.Участники и участницы тренинга, а также тренеры в МинскеНа встрече собрались как представители новых проектов, так и социальных бизнесов, которые принимали участие в программе обучения социальному предпринимательству Biz4all, финансируемой Европейским союзом.В том числе, инклюзивный спортивный клуб «Экофитнес», который буквально за день до воркшопа выиграл главный приз фестиваля LadyFest-2018 как лучший социальный проект. «Экофитнес» — первый и пока единственный в Беларуси фитнес-центр, создавший возможности и методики для фитнес-тренировок людей с инвалидностью. Особенность клуба в том, что люди с инвалидностью занимаются вместе со всеми посетителями клуба, что позволяет не только укрепить своё тело и здоровье, но также социализироваться и выйти из зоны сегрегации (отсутствует изолированная среда).Директор Оздоровительного фитнес-центра «Экофитнес» Алексей Курт-Назаров и координатор проекта «Фитнес-инклюзия» Кристина КаграманянДля людей с инвалидностью, а также для студентов и пенсионеров, установлена минимальная плата за абонемент, который включает не только посещение круговых экспресс-тренировок, но также консультации диетолога и психолога.Оценка социальных эффектов и импакт-инвестированиеЛюбовь Королёва и Алексей МасловВ начале тренинга руководительница образовательных программ Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь» Любовь Королёва подчеркнула, что организация провела этот тренинг уже более чем для 100 российских социальных проектов. Появился повод и возможность расширить географию и приехать в Беларусь. Любовь подчеркивает, что одной из важных проблем в общении социального сектора и бизнеса является отсутствие общего языка для переговоров. Бизнес, как правило, апеллирует цифрами и финансовой выгодой, а социальная сфера говорит о своём положительном воздействии на общество.Сегодня в социальной сфере много говорят об импакт-инвестировании. Это метод инвестирования, когда бизнес, частные лица или фонды вкладывают деньги в социальные проекты не с условием получения максимальной прибыли в дальнейшем (возврат средств обязателен, но ставка может быть ниже рыночной и период ссуды более длительным — до 10 лет), а с условием получения определенных социальных эффектов, которыми можно измерить успешность инвестиций. Но, чтобы идти с таким предложением к бизнесу, частным лицам или фондам, важно уметь оценить такой эффект. Схему, как это сделать предложили белорусским предпринимателям и предпринимательницам сотрудники Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь».Цикл воздействия — это модель, лежащая в основе стандарта социальной отчетности SRS, используемого на территории Германии рядом фондов и социальных предпринимателей, в частности, получивших статус Ashoka Fellow.Во время практикума проекты и тренеры переосмыслили коммуникацию о пользе проекта. Это в итоге может определить социальное воздействие бизнеса и позволит легче привлекать ресурсы. Алексей подчеркивает, что для ЦСИО «СОЛь» важно, чтобы в России и странах СНГ не только появлялись социальные инвесторы, но и формировалась среда, где может собираться бизнес и социальные проекты, и все бы могли говорить на одном понятном языке.Именно в этом — основный смысл тренинга о цикле воздействия: формирование общего языка. «Такая среда будет включать в себя, помимо импакт-инвесторов и социальных предпринимателей, также посредников, которые будут поддерживать развитие стандарта социальной отчетности, помогать разговаривать на общем языке» — добавляет Алексей. Алгоритм работы по этой модели предполагает три фазы: Анализ проблем, решаемых проектом, и формулирование видения как решения ключевой проблемы. Моделирование результатов — включая непосредственные результаты деятельности проекта, а также косвенные эффекты, достигаемые не только для аудитории, с которой мы работаем, но и для других стейкхолдеров. В результате такого анализа участники и участницы получают представление о том, для каких аудиторий и каких эффектов они достигают. Опираясь на анализ проблем и целевые результаты, проекты могут пересмотреть деятельность и найти более эффективный путь решения выбранной социальной проблемы, понять на чем сфокусироваться.Текст: Валерия НиколайчикФото: Алёна ЛисМатериал подготовлен в рамках программы «Инкубатор социального предпринимательства», которую реализует ОДБ Брюссель в партнёрстве с TNU Network University (Нидерланды) при финансировании Евросоюза. Оригинал материала — по ссылке.