Публикации

Что такое системные изменения и зачем они нужны

В сентябре 2021 года начнет работу Лаборатория системных практик ПОЛЕ, в которой социальные инноваторы смогут научиться основам системного мышления, социальному воздействию (импакту) и тому, как применять это на практике. Статью комментируют выпускница Школы системных изменений Алла Маллабиу, создатель проекта для родителей детей с нарушениями слуха «Я тебя слышу».

Что такое система?

Есть много определений понятия «система». Обычно используют следующее: система — это совокупность элементов  — людей, клеток, молекул и т.д. — взаимосвязанных между собой таким образом, что они с течением времени вырабатывают свои собственные модели поведения.

То есть системой могут быть как экосистемы (например, морская среда), так и  социальные системы, например, продовольственные. Они могут быть искусственными, т.е. созданными человеком — например, образовательная система, или система, описывающая то или иное место. Они могут быть большими и маленькими: система — это и один человек, и экономика в целом. 

Узнать больше о системных практиках и о том, как их применять, вы сможете в ходе работы Лаборатории системных практик «Поле» для команд социальных инноваторов.
Узнать подробнее и подать заявку можно на сайте http://pole-lab.org/

Системное изменение как результат

Определение системного воздействия: какие новые модели и структуры могут возникнуть?
В последние несколько используют точки приложения силы Академии системных изменений Донеллы Медоус, чтобы помочь разработать показатели и понять систему, а также определить ее структуру или модель поведения, которая может измениться. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше рычагов. И тем больше воздействие на систему, тем больше она может измениться. Система не изменится благодаря чему-то одному, но она может быть изменена благодаря совместному воздействию разных факторов. 
Системные изменения — это появление новой схемы действия или системной структуры.

Из каких составляющих состоят системные изменения?

Структуры — изменения в физических структурах системы, например, способ организации транспорта, энергетической системы или места.

Потоки — изменения в способе распределения и формирования ценностей, информационных и финансовых потоков, а также характера их взаимодействия друг с другом.  

Правила — правила задают способ организации системы, поэтому их изменение повлияет на потоки, модели поведения и структуры системы.

Способность к развитию — то, что труднее всего осмыслить. Возможность добавлять, изменять, развивать или самоорганизовывать структуру системы. То есть можем ли мы дать системе возможность меняться, приспосабливаясь к различным ответам, чтобы она могла продолжать существовать, не меняя цели своего существования. Если система самоорганизующаяся, она способна к развитию. 

Цель — изменение цели системы, ее назначение и функция, влияет на работу всей системы.

Парадигма — это набор предположений или взглядов об устройстве мира, модель организации наших мыслей, которая определяет то, как мы действуем, как возникают структуры, потоки, правила, цели. 

Как меняются системы?

Есть разные структуры, описывающие то, как меняются системы. Они могут лежать в основе стратегии и разработки мероприятий по изменению системы. Опишем две из них.

1. Адаптивный жизненный цикл: его структуры постоянно меняются, за основу взяты принципы организации живой системы. 


Используется организацией Finance Innovation Lab и в Mapping Momuntum.

Живые системы, включая социальные системы, постоянно меняются, в том числе в результате социального воздействия, или импакта — это знание может стать основой того, как мы можем создавать системные изменения. 

Условия для создания системных изменений:
  • непрерывное обучение (и инициация нового), адаптация и развитие
  • через развитие отношений
  • благодаря работе на нескольких уровнях (с осознанием того, что мы встроены в природу).

Так связи, возникающие благодаря инновациям и обучению, могут через петли обратной связи вызвать структурные изменения в системе.

2. Теория перехода к устойчивому развитию: ее использует в работе ряд организаций, в том числе и Академия системных изменений.

Переход — это радикальное структурное изменение социальной системы/подсистемы, является результатом коэволюции экономического, культурного, технологического, экологического и институционального развития на уровнях разного масштаба.

Среди тех, кто использует эту теорию — Finance Innovation Lab и SMART CSOs.

Системные изменения — это процесс

Есть и другие социальные теории, которые помогают организовать процессы, и которые можно использовать в своей работе — например, Теория U, используемая институтом Prescencing Institute, U-Labs и Reos Partners.

Многие организации берут в работу сразу несколько разных подходов, например, Natural Step Canada использует лаборатории изменений, дизайн-мышлениеТеорию U, основы стратегического устойчивого развития (FSSD) и коллективного воздействия.

Это лишь некоторые процессы системных изменений, которыми пользуются другие организации. Что думают по этому поводу специалисты School of System Change (образовательный партнер Конкурса СОЛь), можно найти в этом блоге. 



Комментирует выпускница Школы системных изменений, финалист Конкурса СОЛь Алла Маллабиу (проект для родителей детей с нарушениями слуха «Я тебя слышу»).

Учиться системным изменениям и пытаться понять, как устроена именно ваша система — очень захватывающее мероприятие, которое не заканчивается с обучением, а скорее, только начинается.

Самое главное, что ты не получишь прямого  ответа на свой главный вопрос: «А как же правильно  делать»системные изменения?». И в этом весь смысл. 
Ты сам моделируешь свою систему и изменения в ней таким образом, как понимаешь это после обучения. 

Осознавая при этом, что, конечно, система существует и без тебя, возможно, совершенно в ином виде, чем твой опыт позволяет тебе ее представить и описать. Она живая,  и в ней самой постоянно происходят изменения и без твоих моделирований. 

Мы учились в Школе системных изменений в группе, и у каждого был очень разный бэкграунд, возраст и жизненный  опыт. Каждый понял что-то своё и унёс то, как именно он представляет этот материал в отношении своей системы. И системы у всех были очень разные: от экологии, проблем с протеином (да!), экономики, консалтинга, до проблем сообществ и социальных проблем. Всё вокруг нас можно описывать как системы, и это стало моим новым открытием после обучения. Я раньше так просто не думала.

Нам рассказывали  о том, как устроены системы, как они могут меняться, как понять, что твоя система устойчива, как визуализировать систему и кто является ключевыми игроками. А ключевые игроки — все, кто существуют в твоей системе, и все одинаково важны и все влияют на систему. 

Нам дали несколько инструментов работы с участниками системы (стейкхолдерами). Например, у нас был воркшоп о принципах глубокой демократии: когда моделируется ситуация, в которой, скажем, самый важный государственный чиновник,  блогер-подросток и многие другие очень разные участники могут высказывать свою точку зрения на вопрос, требующий изменений. И мнение каждого является ценностью и не подлежит критике в безопасном пространстве мероприятия. 

Такой разброс мнений позволяет увидеть очень разные точки зрения на проблему и понимать ее намного объемнее, а участникам совместно найти лучшее решение. 
Сначала кажется, что система — это точная структура, и она очень логичная, незыблемая. А потом оказывается, что система — это логика и хаос одновременно. Я просто в абсолютном восторге от этого открытия. Система — живая, она меняется, иногда очень медленно, иногда очень быстро. В любой момент может появится что-то, что вообще полностью изменит систему. А ещё системы умирают, а на их месте возникают новые.

Такие открытия очень вдохновляют: начинаешь понимать, что ты тоже можешь стать точкой, от которой пойдут волны, которые могут полностью перестроить систему или позволят появиться  новым паттернам  внутри системы.


Автор статьи Anna Birney
Оригинал статьи вы можете прочитать по ссылке 

Перевод подготовила Екатерина Руделева (инклюзивный проект Everland) по заказу Центра содействия инновациям в обществе СОЛь

Просвещение