Публикации

Зачем учиться в школе мышления «Академия смысла»

Специалист по коммуникации Центра СОЛь Наташа Полетаева рассказывает об обучении в Школе мышления «Академия смысла», которую основал доктор Андрей Курпатов.


Статья опубликована на портале «Теории и практики».

Как говорит наш руководитель Жюльнар Асфари, проблематизация у человека происходит при осмыслении опыта потерь (например, потеря бизнеса, развод или тяжелая болезнь). К счастью, иногда это случается и по другим причинам.

А на самом деле во всем виноват Фейсбук


С год назад в ленте друзей мне стали попадаться посты Лилии Ким, сценариста, блогера и отчаянного лектора. И только по прошествии нескольких месяцев я узнала, что она бывшая супруга «того самого Курпатова», открывшего многомиллионной постсоветской аудитории существование психотерапии.

В Центре СОЛь, где я отвечаю за коммуникации и все, что с ними связано, есть правило: каждый сотрудник обязан учиться (причем с удовольствием). Чему хочет и может учиться «песатель прозаек»? Конечно, конструкции и деконструкции сторителлинга, своего основного рабочего инструмента. Так я оказалась на онлайн-курсе Ким и Курпатова «Сторителлерз», на котором узнала об «Академии смысла». Обучение только очное и только в Петербурге. Приключение? Почему бы и нет!

Не люблю все эти модные штучки «в ресурсе», «в потоке» и «я вас услышал» (для меня «в потоке» — это «Если долго сидеть около реки, по ней обязательно проплывет труп твоего врага»). Но ситуация с обучением действительно сложилась буквально сама собой, как пазл. Нашлись и деньги, и жилье, и после собеседования меня приняли в школу (не то чтобы я сомневалась в том, что его не пройду, но все-таки). Я стала студенткой первого модуля обучения «Красная таблетка».

Было достаточно плотно: на время обучения надо было полностью выключиться на 8 часов из рабочей недели — а в то время в центре шла напряженная борьба по отбору полуфиналистов очередного Конкурса СОЛь, а также подготовка нашей новой карты (скоро вы о ней узнаете). Занятия по французскому тоже никто не отменял — как и многочисленных друзей в Питере. Но, забегая вперед, скажем, что все удалось и даже на музеи время осталось, не говоря о легендарных барах и секонд-хендах.

Чему учат?


Совсем подробно о курсе можно узнать, прочитав одноименную книгу, сразу интригующую подзаголовком «Книга для интеллектуального меньшинства». Я хочу рассказать о сути.

Поскольку доктор Курпатов не просто доктор, не просто психолог, а профессионал, увлеченно пропагандирующий нейрофизиологию и ее влияние на жизнь каждого, курс обучения построен на трех китах, трех социальных инстинктах, которые движут, без исключения, всеми (даже если кто-то не хочет это признавать). Это:
  • инстинкт самосохранения (то самое «бей — беги — замри»)
  • инстинкт самосохранения группы (иерархический инстинкт)
  • инстинкт самосохранения вида (половой инстинкт — и нет, это не то, о чем вы сразу подумали).

В группе из шести/семи человек на курсе под руководством ментора, закончившего первые два модуля обучения («Красная таблетка» и «Чертоги разума»), подробно разбирают личные истории всех присутствующих («личные» не значит, что про личную жизнь). На это уходит два месяца, по два занятия в неделю продолжительностью четыре часа.

Группа рассматривает тот или иной случай «из жизни отдыхающих»: это могут быть взаимоотношения в рабочем коллективе, какие-то бытовые или (по желанию) семейные или личные вещи. Взгляд на ситуацию нескольких пар глаз и участие нескольких мнений поворачивает картинку под разными углами, и ты начинаешь лучше понимать, как, что и почему происходит.

Для каждого члена группы мы «незнакомцы из поезда», им нет нужды осуждать или поддакивать, взгляд беспристрастен. Казалось бы, будь открыт и не тушуйся! И все равно было не по себе, когда люди, рассказывая какие-то свои истории, ломали защитную броню и делились довольно откровенными вещами. А ты сам после написания обязательного отчетного письма после занятия думал: «А что, так можно было?» Оказывается, да.

Помимо «бла-бла», которое мы все так любим, на занятиях группа выполняет практические упражнения, моделируя те или иные ситуации, и заканчиваются они в подавляющем большинстве гомерическим хохотом, когда понимаешь, что ты всю жизнь абсолютно неосознанно делал одно или другое, а выходит, это работал инстинкт. В общем, «земную жизнь пройдя до половины», каждый из нас, как господин Журден у Мольера, понял, что «всю жизнь говорил прозой».

В академии вообще очень много смеха и иронии, соседние аудитории тоже в этом плане не отстают. И много принятия, нет осуждения, нет заранее заданных правильных ответов. Там учат думать и отвечать на классический вопрос современного нестабильного мира «зачем?».

Черный низ, белый верх


Так как в Центре СОЛь у нас, если учишься, должен в обязательном порядке поделиться с классом, рассказываю, что я начала применять в своей работе после курса в академии.

«Социальные роли»
Каждый из нас играет в этой жизни массу ролей. Вы можете выступать в роли друга, отца, брата, сослуживца, начальника, одноклассника, сына — и если вы ждете от человека одного, а он делает другое, попробуйте подумать, в чем конфликт. Может, вы к нему с дружбой, а он к вам как начальник? То-то и оно…

«Идеальный верх и ужасный низ»
В одном столбике опишите наиболее уважаемые вами человеческие качества. В другом — наиболее неприятные. Казалось бы, что тут нового? А вот поди ж ты!
Первый столбик — это то, кем вы сами хотите быть. Почаще заглядывайте в него, и люди к вам потянутся. А носители неприятных качеств, которых вы представляли, описывая, — это люди, за которых вы готовы нести ответственность. Теперь живите с этим.

И, по результатам, в последнее время я стала отслеживать больше ситуаций, в которых раньше бы банально вышла из себя, а сейчас думаю: «Приди, приди, идеальный верх!» — и стараюсь соответствовать.
Как потом поделились коллеги, эта практика близка к практике «Работы с тенью», которую во многих школах продают за весьма существенные деньги. А мне это досталось фактически даром.

«Пересаживание»
Простейшая просьба к участникам группы поменяться стульями, оказывается, таила в себе массу откровений! Это была проверка на лидерские качества, умение налаживать взаимодействие, умение принимать отказ.
Закончилось все, как обычно, хохотом.

Кто все эти люди?


Кто учится в «Академии смысла»? Да кто угодно. В нашей группе учились: журналист, врач, фотограф, психотерапевт, бывший военный, таксист; учатся и риелторы, и айтишники, в общем — все. Цена на обучение вполне приемлемая, 25 тысяч рублей курс. Главное — незашоренность и желание смотреть на мир таким, каков он есть, без иллюзий.
Оказали ли занятия психотерапевтический эффект? Опосредованный. Академия — это не кружок самопомощи и не группа поддержки. Это формирование навыка воспринимать осознанно то, что раньше делалось на автомате. Были у нас в группе и катарсисы, и принятие того, чего раньше старались избегать или не видеть. И даже переосмысление того, что на самом деле важно. Как у Стругацких: начал делать одно, получилось совсем другое, но и это тоже здорово. Смею надеяться, никто из коллег не ушел обиженным.

Чем сердце успокоится?


Я не знаю, что нас ждет дальше — как всех вместе, так и каждого в отдельности. Но одно мне известно точно. Будущей весной я снова поеду в Питер. И еще через год, а потом — еще через год. Потому что нельзя остановить исследование жизни и мысли. В конце концов, это то единственное, что делает нас — нами.
Новости СОЛь