Публикации

Как «следить за бабочкой» в лаборатории «Поле»

Подводим итоги первого этапа Лаборатории системных практик «Поле», в которой проходит обучение команд из 12-ти городов России.

Завершен первый модуль обучения. Уже скоро участников лаборатории примет Ижевск, в котором пройдет офлайн-семинар «Работа с будущим». А пока своими впечатлениями делятся организаторы образовательной программы.

Чем «Поле» отличается от уже существовавших проектов? Его уникальность в том, что в нем принимают участие команды разных юридических форм, регионов страны и секторов, в том числе:
  • Окружающая среда. Устойчивое развитие
  • Поддержка людей с ОВЗ
  • Осознанное потребление
  • Развитие людей и города
  • Образование
  • Люди в трудной жизненной ситуации.

Города команд: Балашов Саратовской области, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Челябинск, Вологда, Ижевск, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут.

ЗАЧЕМ УЧАСТВОВАТЬ В ЛАБОРАТОРИИ «ПОЛЕ»?
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОМАНД
 

Оправдываются ли ожидания организаторов лаборатории «Поле» к настоящему моменту? Как они видят дальнейшее развитие программы?

«Определенным показателем успешности можно считать то, что после завершения первого этапа все команды готовы идти на следующий тур - люди “голосуют ногами, — продолжает Зоя Лукьянова. — Кроме того, команды-участники активно присоединяются к еженедельным звонкам-чекинам, работают с домашним заданием и материалами первого модуля лаборатории. Это значит, что предложенные в рамках курса темы и вопросы актуальны для работы организаций. 

А это сложно? 

Было ли участникам сложно в процессе обучения — термин «системные изменения» пока не вошел в лексикон каждого лидера изменений…
«Любые изменения, в принципе, сложны для человека, — говорит Жюльнар Асфари, эксперт курса и исполнительный директор Центра СОЛь. — И в этой сложности — весь замысел “Поля”».

А вот Индира Шах, также эксперт курса и основатель Impact Hub Almaty, сравнила сложность системных изменений… с постижением искусства медитации и йоги!
«Существует много курсов и программ, в ходе которых люди получают прикладные знания: как работать с государством, как вывести свою компанию на другой уровень, — говорит Индира. — В процессе изучения системных практик вы вряд ли сразу получите ощутимый результат — я бы сравнила его с процессом медитации или йоги. Только практикуя, вы сможете понять весь спектр задач — один раз позанимавшись йогой, вы вряд ли до конца поймете, что это такое.

Изучение системных практик — не результат, а процесс, и никто из нас не может сказать, что полностью овладел методом. Зато каждый может расширить спектр своего внимания и по-другому начать относиться к тому, что делает. Наша задача — изменить модель мышления, чтобы выйти на новый уровень».

Мы ждем перемен… где?

Теория изменений, которую осваивают в ходе работы с системными практиками, предлагает смотреть на перемены в целом через призму изменений для трех составляющих:
  • изменения человека
  • изменения в организации
  • изменения в обществе.

По отзывам участников, довольно непросто одновременно удерживать в голове все три уровня и не «сваливаться» в рассмотрение какого-то одного из них. Системность предполагает многомерность, а в текущих рабочих процессах у многих она порой урезается до какой-то минимальной необходимости.

С чем и команды, и организаторы, сталкиваются в процессе обучения? Есть заданный контекст — российские участники из разных секторов (люди из бизнеса, социальной сферы, образования). Все они уже пытаются применить знания на практике и, кроме внешних вызовов, задают вопросы себе и пытаются решить внутренние вызовы.

И о бабочках

Организаторы не просто дают людям инструмент, но и способ перехода и анализа отслеживания того, что происходит в их жизни и работе. Заинтересованность участников показывает, как они могут использовать инструменты, озвученные в ходе программы, в своей практике. И делают они это вместе, в сформированных командах одного предприятия (НКО, школы, благотворительного или другого проекта).

«Партнерство — это всегда интересный опыт, — отмечает Жюльнар Асфари. — Это всегда более сложная система, чем единица. Запрос на то, чтобы просматривать изменения на всех уровнях — у себя как личности, их отражении на других системах (насколько далеко мы можем проследить «эффект бабочки») — это не всё, что организаторы дают командам, с которыми работают. Мы сами меняемся и учимся в процессе — и как личности, и как организации. И в этом я и вижу главный интерес “Поля”. Так, создав программу, мы тоже практикуемся в системных практиках».



Материалы и статьи по курсу лаборатории «Поле» вы можете найти по этой ссылке.

Следующий очный этап лаборатории пройдет в Ижевске с 6 по 9 октября 2021 года.
Дополнительная информация: https://pole-lab.org/

Лаборатория системных практик «Поле» — совместный проект Центра содействия инновациям в обществе СОЛь и MitOst e.V. при поддержке Федерального министерства иностранных дел Германии.

Лаборатория «Поле»