Публикации

Как развить детскую финансовую грамотность

В том, что финансовую грамотность необходимо развивать с детства, никто уже не сомневается. Рассказываем о том, как это делает глобальная сеть Child & Youth Finance International (CYFI), основанная в 2011 году в Нидерландах. Комментирует статью финалист Конкурса СОЛь, основатель Школы достижений I3school для подростков Вадим Полюга.

Оригинал материала опубликован на портале Mel.fm

Child & Youth Finance International (CYFI) — глобальная сеть, цель которой — повысить уровень финансовой грамотности детей и молодежи. CYFI делает это, предоставляя детям старше 8 лет и молодым людям до 24-х лет знания, необходимые для принятия взвешенных финансовых решений, накопления сбережений, формирования навыков поиска работы и, в конечном счете, расширения возможностей найти работу и заработать на жизнь.

Это необходимо, чтобы разорвать порочный круг бедности и расширить финансовые возможности детей и молодежи. Сегодня в глобальную сеть CYFI входят более 1000 организаций из более чем 130-ти стран; за время работы в ней приняли участие более 36 миллионов детей и молодых людей.


Как всё начиналось


Организацию основала Джеру Биллимория — известный социальный предприниматель, уроженка Индии. После университета Мумбаи она посвятила себя решению социальных проблем и правам детей, создала несколько успешных организаций, а в 2011-м вплотную занялась пропагандой детской финансовой грамотности.



Сегодня CYFI реализует инициативы, направленные на мобилизацию сети национальных правительств, организаций, центральных банков и финансовых учреждений и изменение финансовой и образовательной систем для расширения экономических и социальных возможностей детей и молодежи во всем мире.


Принципы работы CYFI


CYFI выступает в роли популяризатора, координирующего органа и наставника. Организация настаивает на включении учебных программ по повышению финансовой грамотности для детей и молодежи и их финансовой интеграции в национальную повестку дня. А также добивается включения программ по повышению осведомленности о финансах в базовый учебный план любой страны и пересмотра нормативно-правовой базы, чтобы дети и молодые люди могли заводить базовые сберегательные счета и пользоваться ими.


Как это работает?


Работа с CYFI построена на определении игроков и распределении ролей.


Популяризатор: CYFI способствует повышению финансовой грамотности детей и молодежи на глобальном и национальном уровнях, инициируя международные кампании (такие как Global Money Week), чтобы повысить вовлеченность в движение CYFI, призывает организации действовать в направлении улучшения финансовой доступности, повышении уровня осведомленности о финансах и предпринимательской деятельности. А также поддерживает тех, кто успешно справляется с этими задачами и внедряет что-то новое, акцентирует внимание политиков на проблемах и путях их решения.


Координирующий орган: CYFI соединяет отдельные группы стран для обучения, чтобы улучшить финансовую доступность и ускорить внедрение образовательных программ в области финансовой грамотности и предпринимательства на национальном или организационном уровне, способствует накоплению знаний и обмену ими, чтобы каждая заинтересованная сторона могла получить доступ к этим материалам и использовать их для разработки и реализации политики по достижению целей CYFI. Помогает организациям, которые нуждаются в поддержке, связывая их с другими организациями-участниками, которые могут помочь.


Наставник: CYFI запускает инновационные решения, чтобы показать, как можно реализовать различные подходы. Делится опытом по увеличению числа, качества и масштаба организаций, занимающихся разработкой политики или программ для реализации целей CYFI. Обеспечивает техническую поддержку напрямую или через глобальную сеть.


Системный подход


Для охвата большего количества детей и молодых людей необходима интеграция учебных программ по повышению финансовой грамотности в национальные образовательные системы. Джеру Биллимория считает, что необходимо поощрять финансовые регуляторы и финансовые институты в развитии и продвижении на рынке базовых сберегательных счетов, которыми могут пользоваться дети, чтобы те учились делать накопления.


Сегодня CYFI руководит глобальной сетью, цель которой — интеграция учебных программ по финансовой грамотности в финансовые и образовательные системы по всему миру. Помимо подсчета числа детей, охваченных инициативами организации, CYFI также отслеживает прогресс 132 стран-участниц в прохождении конкретных этапов на пути достижения уровня финансовой грамотности детей и молодежи, а также полного осознания ими своих экономических прав и своей ответственности.


По результатам ежегодных исследований, которые проводятся с 2011 года, организация задокументировала рост числа органов государственной власти, предлагающих финансовое образование в сочетании с политикой финансовой интеграции, а также предлагаемые финансовыми институтами товары и услуги, которыми могут пользоваться дети.


На какие вопросы должен ответить социальный предприниматель, если он хочет стать лидером изменений?


  1. Какие правила (политики, нормы и ценности) лежат в основе социальных проблем, которые пытается решить ваша организация? Какие изменения требуются?
  2. Какие усилия необходимы, чтобы изменить эти правила? Кто принимает решения или подает пример следовать этим правилам?
  3. Какой тип учреждения, организации или лидера был бы наиболее эффективным в продвижении этих изменений? Можно ли остаться в нейтральной позиции? Эта организация уже существует или необходимо создать новую?

А как у нас?


Комментирует финалист Конкурса СОЛь, основатель Школы достижений I3school для подростков Вадим Полюга.



Последние годы сразу несколько инициатив, посвященных финансовой грамотности населения, проходят при поддержке серьезных государственных институтов, начиная с Центрального банка и заканчивая просветительскими роликами бизнесмена и инвестора Игоря Рыбакова.


CYFL задаёт серьезную системную планку, начиная с распределения функций между тремя ролями и заканчивая тремя вопросами, с которых может начать любой социальный предприниматель, если он хочет стать лидером изменений.


На этом фоне неожиданной российской особенностью выступает просвещение в сфере предпринимательства. Как метко отметил Дмитрий Зауэрс, «добро должно быть рентабельным». И на отечественном поле инструментов, которые позволяют делать добро финансово устойчивым, в последние десять лет появилось немало (в самых разных форматах). Настольный симулятор Pivot, спроектированный под ФРИИ живыми играми, онлайн-тренажер izibiz.club Андрея Андрусова, Unicalc от Данила Ханина, курс интернет-предпринимательства от Маргариты Зобниной. В России большое количество поддерживающих мероприятий, начиная с ежегодного Конкурса лидеров социальных инноваций Центра СОЛь и акселератора ed2Tech от GVA, и заканчивая мероприятиями, направленными на юную аудиторию Teen Start и Kinder MBA.


Система поддержки инноваций, вопреки популярной риторике, доступна широким массам, начиная с грантов ФСИ и заканчивая венчурными фондами, такими как ФРИИ, Leto и т. д. Но для того, чтобы выстраивать с ними экологичные отношения, нужна не только «житейская» финансовая грамотность, доступная благодаря CYFL, но и понимание экономики бизнеса с помощью инструментов, о которых я упоминал вначале.


Child & Youth Finance International

Год основания: 2011

Тип организации: международная организация

Штаб-квартира: Нидерланды

Сайт: www.childfinanceinternational.org


Перевод: Екатерина Руделева (инклюзивный проект Everland) по заказу Центра содействия инновациям в обществе СОЛь.


Оригинал статьи вы можете прочитать по ссылке.




Просвещение