Карта образовательных проектов России

Центр СОЛь при поддержке корпорации «Российский учебник» разработал Карту образовательных проектов России. О карте рассказывают Андрей Андрусов (Центр СОЛь) и Александр Брычкин («Российский учебник»).

Как разобраться в море информации о современных образовательных проектах
Самый наглядный инструмент навигации по морю — карта. Она помогает охватить взглядом всё пространство, которое нужно пересечь, найти желаемый пункт прибытия, понять, с чем предстоит встретиться по пути. Именно поэтому формат карты был использован для того, чтобы систематизировать знание о существующих в России образовательных проектах.

Число проектов постоянно увеличивается, они становятся всё более сложными и многофункциональными, их всё труднее вписывать в определенную систему координат. Но это только увеличивает потребность в грамотной навигации. Её отсутствие чревато «изобретением велосипеда»: увлеченные люди считают свою идею единственной и неповторимой, не учитывают ни существующее конкурентное окружение, ни возможности кооперации.

В результате время, энергия, средства тратятся не самым оптимальным образом: бюджетные деньги расходуются на решения, у которых есть рыночные аналоги запускаются стартапы, повторяющие ошибки своих предшественников инвесторы чувствуют перспективу рынка, но не видят достаточного количества проектов с высоким социальным и экономическим потенциалом.

На решение этих проблем мы и нацеливались, наполняя представленную здесь карту образовательных проектов. Мы хотим, чтобы игроки образовательного рынка получили наглядное представление об устройстве всей экосистемы, основных тенденциях и рыночных нишах.

О каких игроках идёт речь? Это предприниматели — создатели образовательных проектов, венчурные фонды и бизнес-ангелы — инвесторы в образовательные проекты, институты и органы государственного управления — заказчики и контролёры системы образования (образовательных и инфраструктурных решений). Карта может быть интересна и тем, кто пользуется этими ресурсами: директорам школ, педагогам основного и дополнительного образования, родителям и учащимся.

Структурно мы поделили всё многообразие проектов на три условных сектора — в соответствии с их отношением к образовательному контенту: создание, управление и распространение. Управление — к этой области карты относятся инструменты, влияющие на образовательный процесс со стороны (аналитика, контроль качества, организация процессов). Распространение — ресурсы, предоставляющие в первую очередь не контент, а информацию о производителях контента, освещающие саму область образования, а также обеспечивающие взаимодействие участников экосистемы, включая педагогов и учащихся. Создание — это собственно разработка образовательных материалов и их доставка учащимся как напрямую, так и с помощью систем управления и агрегации контента.

Границы у этих трёх секторов зачастую размыты. Чем кластер ближе к границе, тем ближе свойства его проектов к свойствам соседнего сектора.Уже в этом — первом — варианте карта решает практическую задачу поиска существующих на рынке игроков и решений.

При этом мы пока не претендуем на её полноту и приглашаем к сотрудничеству в её развитии заинтересованных экспертов: на адреса start@s-ol.ru и map@rosuchebnik.ru вы можете присылать предложения по её элементам и структуре.

В следующем варианте карты мы постараемся снять некоторые существующие сегодня ограничения. В частности, найти оптимальное решение для позиционирования многофункциональных проектов: пока, например, Центр СОЛь представлен только в разделе «Акселерация и поддержка», но отсутствует среди «Экспертных центров», а «Российский учебник» — не представлен ни в «Онлайн-контенте», ни в «Контенте для педагогов», хотя компании активно работают в этих секторах. Мы также думаем об адекватном отображении масштаба каждого проекта.