Дай пять!

Андрей Андрусов рассказывает о пяти основных критериях отбора проектов для инвестиций. Это воздействие, масштабируемость, устойчивость, команда и синергия.

Статья была опубликована в журнале EdExpert.

Рынок негосударственного образования растет, несмотря ни на какие кризисы. Каждый год появляются сотни новых проектов и инвесторы, заинтересованные именно в этом секторе, объем которого мы оцениваем в миллиард рублей в год. И хотя требования могут различаться, есть общие признаки хорошего образовательного проекта.

Одно из направлений деятельности Центра содействия инновациям в обществе СОЛь — развитие портфеля образовательных проектов Сергея Солонина, который известен как совладелец и руководитель компании QIWI. Я расскажу о пяти основных критериях, на которые мы опираемся при рассмотрении проектов. Это воздействие, масштабируемость, устойчивость, команда и синергия.

Воздействие
Инвестиции в образование не могут конкурировать с вложениями в ИТ, торговлю или другие коммерческие проекты. Есть, конечно, исключения, но более низкая доходность считается приемлемой, потому что это инвестиции воздействия. То есть ожидается, что образовательный проект работает с насущной социальной проблемой, которая сегодня решается недостаточно эффективно.

В условиях стремительных изменений традиционная система образования не способна сформировать людей согласно требованиям времени. В наш XXI век педагоги конца XX века учат по методикам середины XX века в рамках классно-урочной системы XIX века. И это проблема не только России, а нашей эпохи. Она одинаково остро ощущается и в Европе, и в Азии.

Большинство первоклассников должны будут однажды освоить профессии, которых сейчас еще даже не существует. В этих условиях ключевую роль начинают играть не знания, умения, навыки (то есть основа программ школ и вузов), а новая цифровая грамотность, эмоциональный интеллект и универсальные компетенции, которые помогут человеку в жизни. Это коммуникативность, креативность, понимание себя и своих талантов, умение работать в команде в разных ролях, принимать решения и действовать в условиях неопределенности, доводить дело до результата и т. п. Вот тут-то на помощь традиционному образованию приходит образование дополнительное, инновационное.

С точки зрения воздействия очень интересны проекты, которые компенсируют недостатки существующей системы образования в части развития компетенций (например, «Краш Про», БВШД), диагностики их развития, выявления талантов («Смарт Курс»), формирования и сопровождения индивидуальных образовательных траекторий («Смарт Трек»). Такие проекты при условии масштабирования действительно могут изменить отношение людей к себе, к своей деятельности, к другим людям и к окружающему миру. А это, в свою очередь, изменит мир к лучшему.

Масштабируемость
Идеальный проект расширяет свою деятельность сам, без дополнительных затрат. Например, Википедия, которая дала всем доступ к знаниям во многом силами авторов-волонтеров.

Относительно просто масштабируются проекты, основанные на интернет-технологиях (skyeng.ru, uchi.ru, eljur.ru, t&p), но даже они требуют оригинальной идеи и огромной работы в реальном мире, чтобы развиваться теми темпами, что мы видим. На каждый из успешно выросших проектов приходятся десятки, которые не смогли набрать критическую массу клиентов.

Но еще сложнее масштабировать офлайновые начинания: центры дополнительного образования, кружки, сетевое обучение. Лишь немногие предприниматели добились настоящих успехов на этом поприще. Приведу два примера: «Бэби-Клуб» (230+ клубов) и «Лига Роботов/KinderMBA» (170+ центров). Еще сложнее приходится проектам, опирающимся на государственную инфраструктуру, например, авторским школам или школьным кружкам.

Проект, претендующий на системные изменения, должен быть не просто масштабируемым, но и открытым. Важно, чтобы к изменению мог присоединиться каждый желающий. Именно так распространяется технология CRAFT, которую несет миру компания школа креативного мышления ИКРА. Суть метода раскрывается в книгах и всевозможных материалах, распространяется через консалтинг и обучение, в том числе педагогов. При этом «открыто» не обязательно значит «бесплатно», поскольку надо заботиться и об устойчивости проекта.

Устойчивость
Инвестору неинтересно вкладывать в проект, который умрет, как только прекратится финансовая поддержка. Чтобы оказывать долгосрочное системное воздействие, проект должен научиться выживать самостоятельно и формировать фонды для развития. Затраты должны покрываться из каких-то источников, чаще всего — выручкой, но возможны и долгосрочные отношения со спонсорами или грамотно выстроенный краудфандинг, как у той же Википедии.

Важно понимать, кто будет платить: обучающиеся, их родители или школа (бюджет). Гипотеза о том, что выручка действительно появится в нужном объеме, должна быть доказана хотя бы в тестовом режиме. Поэтому мы, например, не инвестируем в проекты на ранней стадии, до получения первых результатов проб продукта на реальных пользователях. Нужно понимать конверсию и стоимость привлечения, чтобы адекватно оценивать устойчивость бизнес-модели.

Команда
Одним из главных критериев при принятии решения является синхронизация инвестора и автора проекта по ценностям. Если взаимопонимания нет, то проект рано или поздно зайдет в тупик и не сможет оказать того воздействия, на которое был рассчитан.Кроме автора проекта, важна и остальная команда. Невозможно реализовать сколь бы то ни было значимый проект в одиночку. Невозможно реализовать что-либо и с командой, которая не чувствует энергии автора и его доверия. Попытки найти «того самого» партнера (директора по продажам или технического директора) часто затягиваются, идея теряет динамику и умирает, так и не начав приносить плоды.

Синергия
Последний критерий, пожалуй, наименее стандартный. Включение нового проекта в контур внимания должно иметь синергетический эффект с другими составляющими портфеля инвестора. Если уже есть несколько образовательных компаний, то полезно подумать заранее, как они могут быть полезны друг другу, как новичок встроится в сложившуюся экосистему. Помимо образовательных проектов, у инвестора наверняка есть и другие активы, которые определяют и сферу компетенций, и те ресурсы, которые можно предложить использовать совместно на взаимовыгодных условиях.

Например, активы Сергея Солонина включают в себя, помимо образовательных проектов, компании в области ИТ, финансов и недвижимости. Это дает определенный фокус при развитии портфеля проектов.

В заключение я хотел бы дать один совет тем, кто обращается к инвестору за деньгами. Презентация проекта, в каком бы виде вы ее ни направляли, должна содержать две важные вещи.

Во-первых, видение вашего проекта: то, к чему вы стремитесь, какую проблему решаете, как будет выглядеть решение в развернутом, масштабном виде. Это видение должно вас вдохновлять, иначе зачем затевать проект?

Во-вторых, важно сформулировать запрос. Обращаясь к инвестору, надо четко понимать, что именно вам нужно для развития проекта. Если это деньги, то когда и на что именно они нужны. Можно сразу сказать, на каких условиях, хотя бы обозначить варианты.

На этапе подготовки к сделке и в процессе сопровождения в дальнейшем мы помогаем буквально «пересобирать» проект, чтобы лучше понять, что и для чего в нем делается, что и как он меняет и будет менять в мире. Ведь эти вопросы важны для инвестиций воздействия.