Лидеры образовательных инноваций на куполе Планетария

А вы знаете, что первые в истории карты – это карты звёздного неба, а не земной местности? Когда мы начали процесс изучения поля образовательных инноваций, мы вряд ли могли предположить, что эта работа приведёт нас к созданию первой в истории карты «созвездий» лидеров инноваций в образовании.

«Любая карта нужна, чтобы сориентироваться на местности, на которую выходишь. Карту Лидеров Инноваций в Образовании мы создавали именно с этой целью», – вспоминает исполнительный директор ЦСИО Жюльнар Асфари. – «Как Центру Содействия Инновациям в Образовании нам важно понимать, как максимально эффективно поддерживать лидеров этих инноваций. Но для начала их ведь нужно найти! Мы выбрали инструмент (построение социального графа методом «снежного кома»), который позволил нам закартировать местность, на которую мы выходим. По ходу стало ясно, что картирование важно далеко не только для нас».

Статья о картографии в Википедии, одном из проектов – мировых лидеров инноваций в образовании, начинается так: «Картография — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является неотъемлемой частью человеческой жизни и истории. Начиная с наскальных рисунков, карты древнего Вавилона, карт Греции и Азии, через Эпоху великих географических открытий и по сегодняшний день, люди создавали, создают и используют карты для облегчения определения своего местоположения и продолжения своего пути по миру».

IMG_2341

Эта формулировка сама по себе кажется нам достаточно ёмким объяснением того, зачем карта понадобилась нам, и почему картирование местности оказалось важным для множества лидеров, с которыми мы познакомились в процессе изучения поля. А за полгода мы провели более 300 интервью с лидерами инноваций в образовании!

Результатом этих интервью и анализа собранной информации стала карта, похожая и на нейронную сеть, и на вид мегаполиса из космоса… Но больше всего – на карту звёздного неба с множеством созвездий – взаимосвязей, соединяющих лидеров, которые рекомендовали нам друг друга.

Карта на голубом фоне

Так что вполне закономерно, что для презентации карты профессиональному сообществу мы выбрали Московский Планетарий. Именно здесь на куполе звёздного неба вечером 20 апреля зажглись звёзды образовательных инноваций. И они же собрались в зале под этим куполом!

Андрей Андрусов, заместитель исполнительного директора ЦСИО, делится впечатлениями после презентации: «Самый мощный момент – это когда глаза привыкают к свету софитов, и ты со сцены начинаешь видеть людей в зале. И понимаешь: вот она, наша карта! Живая и настоящая! И это невероятное ощущение – когда у тебя за спиной – двухмерная карта в полкупола Планетария, а прямо перед тобой – её живая визуализация, она же во плоти и крови!»

Андрей на сцене Планетария

Нашей задачей было не только картировать местность, не только выявить взаимосвязи между лидерами, не только зафиксировать состояние поля образовательных инноваций на момент конца 2016 года, когда мы остановили сбор информации и перешли к её анализу, но и считать пространство смыслов, понять и показать вам, чем карта дышит. И, судя по обратной связи, которая продолжает поступать, судя по вашей эмоциональной вовлечённости во время мероприятия, – нам это удалось!

Константин Москаленко, АйТи Агентство ОСЗ: «Уважаемые коллеги, то, что вы делаете – это здорово, значимо, интересно, помогает людям взглянуть на их профессию и дело, которому они посвящают свои мысли и дела, с других ракурсов и придаёт дополнительные импульсы для развития их дела и саморазвития. Прекрасно, что удалось встретиться и лично познакомиться со многим коллегами, о которых знал только виртуально».

Мария Миркес, Школа антропоники: «Карта лидеров образования на куполе Планетария. Это само по себе круто. Экран и презентация неограниченных размеров. Главное открытие: я не знаю 50% проектов и людей, а похоже они крутые! И надо бы знать. Кажется, образование – это не только то, что делают знакомые мне люди. Оно возникает совсем в иных местах, головах, сферах… Гордыня залезает под диван ;)»

IVN_5568

Майя Федотова руководитель проектов ЦСИО, организатор презентации, рассказывает: «Здесь была важна каждая деталь. И то, что это Планетарий: многие до конца не верили, что это будет действительно презентация в Большом звёздном зале, – пока не вошли в него. И то, что волонтёрами на мероприятии были подростки – старшеклассники и студенты младших курсов, – и они тоже внимательно слушали Жюльнар и Андрея, и с восторгом и удивлением находили в зале руководителей проектов, которые помогали им в учёбе… И то, что лидеры образовательных инноваций наконец встретились, увидели друг друга…»

IMG_2446

Диана Колесникова (Образ Жизни), один из самых молодых лидеров, представленных на карте: «Большое спасибо за ваш труд, эффектное и хорошо продуманное представление результатов. Три часа пролетели незаметно, уверена, что у всех осталось ощущение, что хочется поговорить ещё, познакомиться сразу со всеми, обменяться впечатлениями, а пора уходить… Предлагать по-настоящему инновационные идеи действительно сложно — чувствуешь себя одиноким и часто непонятым в своих начинаниях, поэтому проекты, подобные карте, незаменимы: это возможность быть услышанным, это важный источник уверенности в себе, это теплота от единомышленников рядом, это мотивация совершенствоваться. Спасибо!»

IVN_5173

Через большую часть отзывов красной нитью проходит мысль о том, насколько значимым для развития сообщества шагом стало такое знакомство друг с другом. На презентации присутствовали делегации из регионов (а некоторые лидеры прислали вместо себя видеообращения: к примеру, Алексей Голубицкий с экрана рассказывал, что в Калининградской области можно встретить рекламу новостроек с конкурентным преимуществом «У нас рядом – Школа Будущего!»); инвесторы образовательных проектов (Александр Рудик, Екатерина Рыбакова, Сергей Солонин, Рубен Варданян); бизнесмены, развивающие собственные образовательные проекты (Юрий Белонощенко, Александр Костин, Максим Спиридонов и др.); редкий (но не единственный, и это само по себе – признак положительной динамики) чиновник, представленный на карте, – Екатерина Сибирцева, начальник управления образования Екатеринбурга; директора школ (Ахтам Чугалаев, Марк Сартан, Григорий Пейсахович и др.); представители бюджетного, некоммерческого и коммерческого сегментов; создатели проектов для детей и взрослых, и что особенно важно – представители всех трёх уровней воздействия: нацеленных непосредственно на учащихся (обучение), на развитие тех, кто работает с учащимися (методология), и на развитие проектов второго уровня соответственно (инфраструктура).

Алексей Маслов, руководитель проектов ЦСИО: «Нам важно, чтобы проекты задумывались об увеличении воздействия на общество, были открыты для осуществления воздействия на большее количество обучающихся через кооперацию, обмен лучшими практиками, сонаправленное движение к общему образу будущего. Только так – вместе и опираясь на ценности – мы сможем достичь изменения сложившегося устойчивого равновесия в системе на благо общества».

IVN_5208

Людмила Салоид (Центр психологии «Who am I») «узнала новые лица в сфере образования, с которыми хочется познакомиться и выстроить партнёрские отношения. Я считаю, что в единстве мы сила, так легче, проще, быстрее. Столько интересных проектов есть по всей России, это невероятно! Организаторы провели колоссальную работу. Чувствую, ещё долго буду подробно изучать все материалы и знакомится с коллегами».

Отдельной значимой инновацией стал сам формат презентации: живой, неформальный, для людей и про людей. Причём людям, находящимся в зале, рассказывали про них самих, и здесь же, в космической атмосфере зала «Урания» Планетария, они могли расширить и усилить сеть взаимосвязей уже не на карте, а на местности, – чем и занимались до закрытия Планетария.

IVN_4940

«Для нас карта – это инструмент, который поможет нам, к примеру, организовывать мероприятия, действительно эффективные для развития инноваций в образовании», – говорит Жюльнар Асфари. «Главное, люди увидели, что они не одиноки, что между ними есть связи! Нам всем важно было почувствовать сообщество, пусть даже до сих пор неочевидное и не названное, увидеть, что оно есть, а значит, есть и точки опоры. Уверена, такие мероприятия, как презентация Карты Лидеров, помогают сообществу активизировать взаимодействие и создавать новые взаимосвязи, проявить этот процесс и вывести его на осознанный уровень».

Карта – это отражение пульсирующей реальности сообщества. Для того, чтобы увидеть, чем сейчас живут герои карты, мы попросили написать их на стикерах то важное, что их волнует сейчас, чем живет их проект, и наклеить на полотно Карты в зале «Урания». И во время неформального общения, на социальном графе стали проявляться темы масштабирования практик и проектов, привлечения инвестиций, развития команды, создания мотивирующей среды (поддержания интереса учащихся к обучению), развития сетевых связей образовательных институций и бизнеса, измерения образовательных результатов. Вот ещё несколько тем, которые волнуют лидеров:

  • увеличение веса начальных профессиональных навыков при поступлении в технические вузы и ссузы  – что может принципиально изменить качество подготовки IT-специалистов и инженеров;
  • превращения школы в Социокультурный центр;
  • соединения лучших учителей и лучших учеников;
  • создание центра, где инновации становятся неотъемлемой частью жизни и детей, и их родителей.

После презентации Жюльнар спросила у Александра Адамского (инновационная образовательная сеть «Эврика»), что по его мнению следует делать с Картой, которая прямо сейчас стоит в зале «Урания» Планетария, на что он ответил, что её нужно распространять повсюду, вешать в педагогических ВУЗах, как настоящую географическую карту: ведь карта мира висит повсюду, а не исключительно в штабе Всемирного Географического Общества в единственном экземпляре! Сам Александр Изотович пишет: «Фантастический проект «Карта лидеров инноваций в образовании»! Жюльнар Асфари и Андрей Андрусов совершили прорыв – это действительно рефлексия, действительно отражение реальности! На фоне наукообразной мифологии – как глоток свежего воздуха».

IVN_5020

Мы прислушиваемся к вашему мнению, дорогие Лидеры! Мы открыты к диалогу и понимаем значимость распространения собранной информации. На днях мы презентовали Карту в Сочи на слёте топ-менеджеров, где были и представители образовательных проектов, хотя важность развития сферы образования осознают и все остальные участники мероприятия: ведь у большинства из них есть дети! «Мы хотим нести Карту студентам, особенно педагогических специальностей, хотим наполнить картированную местность молодыми специалистами, показать им, что педагогика не линейна, а образование – многогранно. В июне мы летим во Флоренцию, презентовать Карту на конференции инноваций в образовании. Есть запрос на презентацию Карты и в МГПУ, и на форуме инноваций в образовании, который организует клуб студентов, обучающихся или планирующих обучение за рубежом…» – делится планами Жюльнар Асфари.

sol-team-photo

Наша Карта уже живёт своей жизнью. И эта жизнь, вероятнее всего, будет наполнена интереснейшими трансформациями. Так, мы понимаем, что применённый нами для её создания подход актуален не только для сферы образования, и уже есть запросы от тех, кто хочет использовать этот метод для работы в других областях. Мы готовы делиться методикой, чтобы вы могли запускать аналогичные процессы в других сферах. И главное, мы уверены, что картированная нами местность будет стремительно развиваться, расширяться, насыщаться новыми созвездиями взаимосвязей между образовательными проектами и лидерами инноваций в образовании!

Внимательно изучить карту вы можете здесь.

Зарина Асфари

1+1>2

Давайте улучшать мир вместе!

P. S. Мы признательны всем участникам исследования, команде организаторов от Планетария и волонтёрам за поддержку в создании этого результата.