Создатели иммерсивного мюзикла «Свет внутри» — команда культурного центра «Без границ». Он видит свою миссию в том, чтобы обеспечить зрителю опыт, который изменит его к лучшему, поможет сконцентрироваться скорее на потенциалах, нежели проблемах.
Вот что рассказывает о спектакле один из организаторов Тобиас Райзнер, бывший топ-менеджер компании Siemens, а сегодня — организатор Концертов в темноте и других культурных и социальных мероприятий в России.
— Тобиас, вы много лет работали в корпорации Siemens, а сегодня — бизнесмен и организатор достаточно сложных проектов в России, направленных на решение различных социальных проблем. Как вы пришли к мысли поменять карьеру?
— Я провел в Siemens Medical Solutions Group более 17-ти лет, и это было отличное и очень насыщенное время. Мне всегда было интересно работать в странах с быстро меняющейся обстановкой, в том числе, в России, Китае и Японии — где я приобрел уникальный опыт.Моя карьера предпринимателя началась в 2003 году в России — я открыл IT-компанию, которая успешно работает вот уже почти 17 лет.
А в 2008-м понял, что мне интересно социальное предпринимательство, и инициировал серию проектов, направленных на помощь людям с ограниченными возможностями. Так родился «Кутюр без границ», а в 2012-м мы презентовали в России «Диалог в темноте», тренинг, позволяющий преодолеть общественные барьеры между видящими и незрячими людьми, а также раскрыть в первых возможности, которые используют слабовидящие и слепые люди в своей повседневной жизни.
Сегодня два этих проекта работают и развиваются, и так, со временем, благодаря «Диалогу в темноте» и «Концертам в темноте» (2014) появился мюзикл в темноте «Свет внутри».
— Как долго вы искали участников мюзикла?
— Кастинг шел начиная с сентября 2018 года, заявки подали более 160-ти музыкантов. Всем им пришлось пройти «испытание темнотой» — нужно было понять, готовы ли они выступать в полной темноте, боятся ли они ее, насколько они открыты к работе в необычной обстановке. В итоге мы отобрали 50 музыкантов, с которыми продолжили работать, и, наконец, их осталось 22 (в числе которых — один слепой саксофонист и один слепой певец).
Плюс к этому, в спектакле участвуют 18 незрячих проводников, которые помогают публике ориентироваться в темной зоне в ходе шоу.
И текст, и музыка для спектакля были написаны специально для мюзикла, раньше он нигде не исполнялся. И это действительно уникальная премьера — иммерсивный мюзикл в полной темноте. До этого у нас был опыт проведения концертов в темноте, но это нечто иное. Мы уже сотрудничали с автором и композитором Микаэлой Штайнхауэр — она родом из Германии, но уже 15 лет живет в Москве. Помогал ей второй композитор и аранжировщик Роман Столяр из Новосибирска.
А весь состав участников вы можете увидеть на сайте https://musicalinthedark.com
— Почему вы решили сделать мюзикл в полной темноте?
— Все началось с «Концертов в темноте» в 2014-м, над которыми мы также работали вместе с Микаэлой и Романом. Ребятам очень понравилась идея играть в темноте; так, по их мнению, в музыку приходит дополнительный креатив, вызов. Можно сказать, они по-настоящему «влюбились в темноту»! Микаэла Штайнхауэр Как-то раз мы встретились и разговорились — а что же нам делать дальше? И я сказал, что хотелось бы продолжить эту историю — но с бóльшим содержанием и наполненностью. Микаэла ответила: «А давайте соединим все наши идеи в музыкальном спектакле! Давайте поставим мюзикл!» (у нее уже был опыт их написания).
И мы решили развить эту идею. Рассказать обычному человеку, что есть жизнь без света, которую нельзя увидеть, но она может быть очень ценной, наполненной, в ней нет ничего страшного. В этой связи хочу отметить, что, например, 98% незрячих людей во всем мире ослепли в результате различных несчастных случаев (слепых от рождения — всего 2%). Это значит, что, теоретически, слепота может коснуться каждого... В то же время, многие опасаются потерять зрение, и мы, со своей стороны, хотим показать позитивные примеры того, что и слепой человек может работать, найти семью, путешествовать и наслаждаться жизнью. В том числе мы хотим познакомить зрячих людей с тем, что такое темнота, дать им опыт пребывания в необычной среде и показать, что он может быть очень увлекательным!
— Премьеру мюзикла несколько раз переносили, подскажите, по какой причине?
— Основная трудность — это, конечно, финансы. Вторая — выбор площадки. Как всем известно, арендовать хорошую площадку в Москве довольно дорого, и популярные места расписаны на год вперед, в этих условиях запланировать мероприятие довольно непросто. Но у нас, наконец, получилось совместить все наши запросы, постараться обойтись как можно меньшим бюджетом и найти отличное место — наши спектакли прошли в Центре цифрового лидерства SAP на «Павелецкой». Зрители идут в зал в сопровождении незрячего гида
— Можно ли назвать мюзикл в темноте импакт-инвестицией, инвестицией, которая оказывает социальное воздействие?
— Думаю, да! В этом проекте я вижу две социальных составляющих — мы учим и даем работу незрячим людям. Что конкретно мы делаем? Помогаем людям, лишенным зрения, стать мобильными, обрести независимость; и уже трудоустроили более 500 человек по всему миру. Сегодня они самостоятельно ходят на работу, пользуются общественным транспортом (метро, автобусами) и пр. И мы верим в ценность независимой жизни, которую даем. После наших тренингов люди уверенно начинают ориентироваться в новой среде (жилой или рабочей) в течение пары часов.
В России с нами работает команда незрячих инструкторов из 10-ти человек — они постоянные участники программ «Диалога в темноте». Кстати, мюзикл «Свет внутри» мы подготовили полностью нашими силами, не прибегая к помощи государства.
— Можно ли расценивать ваш мюзикл как кейс венчурной филантропии?
— Я вижу в этом будущее проекта. Вся наша работа по подготовке трудоустройства и созданию рабочих мест для незрячих людей, конечно, относится к благотворительности. И, в том числе, работает на изменение отношения общества к людям, чем-то отличающимся от большинства. Цель нашего мероприятия — показать, что в жизни без зрения нет ничего принципиально пугающего, она может быть такой же яркой и наполненной, как и у обычных людей.