Нарушить сложившийся порядок вещей взялись три девушки — Анастасия Колесникова (создатель Маркета местной еды), и организаторы мероприятий Елизавета Бурова и Наталья Бикбаева.
В октябре 2019-го в пространстве Хлебозавода в Москве они провели «Добрую столовую», в которой вместе с именитыми рестораторами работали люди с особенностями. На мероприятии готовили и трудились 80 особенных гостей из 6-ти московских фондов, 7 звездных шефов и 40 волонтеров.
Сначала девушки опасались, что «никто не придет» (хотя умышленно отказались от традиционной пиар-кампании), но уже к трем часам дня стало ясно, что событие состоялось. В помещении было не протолкнуться, за общим столом собралась пестрая компания гостей, а повара только и успевали наливать кофе и выносить еду.
Девизом дня стало понятие «Позитив!» — каким бы необычным оно не казалось тем, кто отводит глаза при встрече в метро с людьми с ДЦП или синдромом Дауна.
Рассказывает Анастасия Колесникова
— Несколько лет назад я была на рок-концерте в Нью-Йорке, и там меня поразила одна вещь. Рядом со мной стояли совершенно разные люди — и парень с ДЦП, и человек на инвалидной коляске… На них не смотрели как на «особенных», их воспринимали как обычных людей, общались, взаимодействовали, просили сбегать за пивом… И тут я ощутила, что только у меня одной возникло специфическое чувство жалости. Все остальные воспринимали их совершенно нормально.
Я не большой фанат традиционной благотворительности (давайте просто дадим денег), и мне всегда хотелось сделать бизнес, в который можно интегрировать людей с особенностями, а не мероприятие из серии «давайте всех кормить».
Так родился проект «Доброй столовой», который мы сделали за месяц. Сначала я пригласила участвовать в нем шеф-поваров, — было интересно, как они отреагируют. Согласились все и сразу! Очень помогли мои коллеги Лиза Бурова и Наташа Бикбаева. У Лизы есть опыт работы с фондами, Наташа отвечала за кухню и технологию. Моя роль заключалась в «А давайте сделаем так, чтобы пришла толпа!». В итоге, бóльшая часть моей нагрузки вылилась в то, чтобы объяснить людям: «Добрая столовая» — это не благотворительное мероприятие.
Неблаготворительное мероприятие
Как большинство из нас ведет себя по отношению к особенным людям? Мы так снисходительно, порой со слезами на глазах и надрывом, кормим их бесплатно, даем денег, на худой конец, проводим мастер-классы. Все это похоже на развлекательную программу. А я подумала, что так не хочу, потому что проблема не решается — на особенных людей все равно все продолжают таращиться, они не являются частью нашего мира.У нас нет привычки контактировать с такими людьми, и этот опыт надо создать! По моим ощущениям, в нем нуждаются не только инвалиды — но больше мы сами. Они — живут в нашем мире, и видят его каждый день. А мы в их мире не живем. Для нас это шок.
— Самая главная сложность была в том, чтобы правильно донести до людей идею того, что мы делаем, — продолжает Лиза Бурова. — Меня спрашивали: «Это благотворительное мероприятие?» — Нет! «Вы хотите накормить тех, у кого нет денег?» — Нет!
Вот стул – передвинь сам!
Фонды, с которыми я работала, и где искала особенных людей («Лучшие друзья», «Живой», «Жизненный путь», «Больше, чем можешь»), тоже реагировали с удивлением. Сначала им было сложно объяснить идею, но они с удовольствием ее восприняли. Вот что сказала одна из руководительниц фонда после участия в «Доброй столовой»: «Обычно мы приходим на все готовенькое, перед нами пляшут и говорят — не трогай стул, мы передвинем его за тебя! Но особенным людям нужное другое. К ним не нужно относиться свысока или снисходительно. А так: вот стул – передвинь сам! Им не хватает обычного обращения к себе».
В целом, все остались довольны включенностью в процесс. А родители остались довольны тем, как дети работали на мероприятии — они протирали тарелки, рисовали меню, готовили, помогали на раздаче блюд. А еще ели, общались, играли и даже отдыхали. И были очень рады тому, что их брали за руку и говорили — пойдем со мной, мне нужна твоя помощь! И главное — помощь оказывали они, а не мы.
Как трудоустраивать людей с особенностями?
— Что будет дальше, я не знаю, — говорит Настя Колесникова. — Возможно, по итогам мы проведем круглый стол, обсудим, как можем работать дальше. Наша идея — не в том, чтобы делать «Добрую столовую» раз в месяц или реже, а поднять вопрос — как трудоустраивать людей с особенностями на работу. Моя цель — поговорить с каждым из шефов после мероприятия и задать вопрос: «Ребята, сможете ли вы взять кого-то из подопечных на работу?». Расскажите мне, я обращусь к фондам, и вам подготовят людей! Возможно, мы продолжим делать «Добрую столовую» в каком-то из ресторанов. Например, один день в месяц будем говорить — официантами и на кухне у нас работают люди с особенностями, приходите!
Мне было очень важно понять, как к нашей идее отнесутся обычные люди. Понятно, что пришло очень много друзей, с которыми у нас и так общее мнение, но некоторые зашли просто пообедать, в том числе, на «звездные» имена, на братьев Березуцких. И все сидели за общим столом.
Читаем инструкцию!
Лиза написала отличные слова, которые практически стали инструкцией для поведения в «Доброй столовой».· Мы хотим заменить: «жалость» на «сопереживание», «терпимость» на «открытость», «стеснение» на «смелость», «снисходительность» на «уважение», «подвиг» на «поступок», «молчание» на «делание».· Мы хотим отказаться от деления людей по статусу на «нормальных» и «ненормальных» — это новая форма толерантности. И каждый, кто будет в этот день с нами, должен быть внутренне смел, чтобы стереть эти границы.· Мы не будем никого хвалить и кричать о том, сколько добра сотворили. Потому что быть добрым и открытым — это не сверхъестественное достижение, а обыкновенный порядок вещей.
Больше фото и информации о «Доброй столовой», а также список всех тех, кто помогал, можно найти в Фейсбуке на страничках Лизы и Насти.
Давайте учиться быть толерантными вместе.