Архив новостей 2020-2017

«СОЦ-ЧЕЙН»: ЛИДЕРЫ ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ, КТО ОНИ?

О том, что такое «Соц-Чейн», проекту РБК +1 рассказала исполнительный директор Центра СОЛь Жюльнар Асфари.

— Кого вы считаете лидером изменений: кто это, чем занимается, кому полезна информация о нем и о виде его деятельности?
— Лидер изменений видит проблемы в обществе и ощущает их как свои собственные. Также он находит и на практике воплощает инновационные идеи для решения этих проблем. Лидер социальных изменений стремится не к разовым и локальным, а к масштабным системным изменениям. И, что тоже очень важно, обладает энергией и умеет аккумулировать различные ресурсы для реализации своих идей. То есть решает задачи на системном уровне: взаимодействует с государством и бизнесом.

— Почему вы решили нанести информацию о лидерах на карту?
— Карта — это партнерский продукт. Наши партнеры: благотворительный фонд «Друзья», Центр СОЛь и МШУ «СКОЛКОВО». Проект направлен на решение проблемы слабой представленности лидеров социальных изменений и социальных связей между ними. Наша миссия — появление и развитие инфраструктуры для устойчивых социальных решений, в том числе социального предпринимательства и социально активного инвестирования. Начиная что-либо, хорошо вначале понять, что уже существует. Информация, нанесенная на карту, дает наиболее наглядное представление о ситуации. Этим методом с нами поделились коллеги из Европы.

— А что конкретно представлено на карте?
— На ней — 1486 уникальных имен и 1489 прикрепленных к ним проектов. Вся карта основана исключительно на рекомендациях. Среди лидеров 54% — женщины. Средний возраст участника карты — 43 года. Самая высокая плотность лидеров социальных изменений, представленных на карте, — в Москве.

— Какой вы видите идеальную модель взаимодействия людей, которые будут пользоваться этой картой? Чем она будет полезна?
— Для всех, кто пытается познакомиться с территорией, это — карта местности. Она будет полезна не только людям, имеющим к ней прямое отношение, но и тем, кому интересна ее структура. Можно увидеть, на что опираются участники карты, что для них важно, как они взаимодействуют друг с другом. Таким образом, мы показываем, как сплетена ткань сообщества.

— Где можно найти карту?
— Сейчас карту можно найти по адресу http://soc-chain.ru/. Мы собираем обратную связь, тестируем продукт. Для нас большой вопрос, что дальше можно сделать с проектом. Можно продвигать карту, как книгу, например. Она ответит на вопросы, вовлечет больше людей в дискуссию. Можно сделать своего рода альманах: рассказывать истории о том, как проблемы решают конкретные люди, — это стало бы хорошим примером, вдохновением для молодежи. Люди смогли бы узнать, что есть герои не только привычные и популярные, например из творческой среды, но и такие, как наши лидеры.

— Скажите, как по результатам исследования вы оцениваете социальные изменения, которые происходят в России? Насколько они интенсивны?
— Это достаточно бурно развивающийся процесс, и идет он снизу. Это динамика хедлайнеров, которые появились несколько лет назад. Они уже долгое время задают правила в индустрии, в том числе и в благотворительности. На остальных уровнях лидеры мнений только начинают появляться. Активность была всегда, но сейчас она становится более профессиональной, более устойчивой. Уже есть проверенные формулы, инструменты. Уже существуют инфраструктурные решения — появились те, кто помогают тем, кто помогает. То есть уже можно на что-то опираться.

— А чем мы в этом плане отличаемся от других стран?
— Самое явное наше отличие — деятельность в области здравоохранения. В России 40% социальных лидеров заняты в этой сфере. В других странах эта цифра составляет не более 20%. В таких странах, как Польша и Венгрия, их вообще практически нет. В нашу карту не попали горячие для всего мира темы: беженцы, мигранты, различные меньшинства.

— Есть ли в России ниша, в которой социальное взаимодействие между людьми сталкивается с наибольшими проблемами? В чем причина этих проблем и каковы способы их решения?
— По статистике, 90% собираемых средств в адресной помощи идут больным детям. Значит, почти ничего не остается пожилым людям и больным взрослым. Безработица среди молодежи, жизнь мигрантов в разных регионах, бедность — самая популярная тема в Восточной Европе — также существуют без особого внимания. Понятно, что у каждого своя миссия в этой жизни. Но и в рамках своей ежедневной деятельности вы можете помогать другим. Это так называемый «смарт нетворкинг».
Картирование 2019