Венчурная филантропия в России: правда или вызов?

Одно из направлений деятельности Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь» — развитие рынка венчурной филантропии в России. О том, что это и как работает, рассказывает Андрей Андрусов — преподаватель, заместитель исполнительного директора «СОЛь» и руководитель международной некоммерческой организации в области здравоохранения Wapo.org.

Венчурная филантропия родилась как дитя венчурного бизнеса (рискованных инвестиций на стыке науки и технологии) и филантропии (шире — благотворительности). Более чем за 70 лет развития отрасли «рискованные» инвестиции в США и Европе перестали нести негативную оценку, понемногу перейдя в категорию инновационных вложений.

В России венчурная филантропия находится на стадии становления, тем не менее, первые шаги в этом направлении уже сделаны. С 2016 года ЦСИО «СОЛь» является членом Европейской ассоциации венчурной филантропии European Venture Philanthropy Association, EVPA, став первым участником от нашей страны. Кроме того, исполнительный директор «СОЛь» Жюльнар Асфари — представитель EVPA в постсоветском пространстве.

Рыбаков Фонд — второй от России — присоединился к ассоциации в 2017 году; всего в EVPA представлены 30 стран.

Андрей Андрусов

Ассоциация ежегодно проводит конференции, в ходе которых обсуждается текущее положение в отрасли, люди обмениваются опытом и ищут пути решения социальных вызовов, которые в той или иной степени одинаковы для всех стран (последняя состоялась в конце ноября 2018 года в Варшаве). А одним из мероприятий встречи стала секция «Удачные примеры венчурной филантропии в странах бывшего СССР», организованная «СОЛью». В ней приняли участие представители России, Белоруссии, Армении, Грузии и Украины. Кроме того, на стартап-шоу Get In the Ring в рамках конференции EVPA представил свой проект Smart Course Тимур Жаббаров.

И что в итоге? Возможно, вы удивитесь, но по всем меркам Россия в части взаимодействия социальных предпринимателей и филантропов находится на первом месте в Восточной Европе (несмотря на то, что история благотворительности у нас гораздо короче). В нашей стране просто больше предпринимателей в количественном исчислении.

Конференция EVPA в Варшаве

А вот проблемы у социальных предпринимателей и филантропов в Европе одинаковые для всех стран. Одна из них — многие не знают, как измерять социальное воздействие (Impact Management) своей деятельности. Кто-то пользуется давно накопленным опытом, кто-то перенимает чужие методики. Многие знают о Social Reporting Standard (Стандарте социальной отчетности) — кстати, «СОЛь» подготовила перевод этого документа на русский язык, скачать его можно по ссылке.

С тем, что социальную отчетность стоит измерять — согласны все. Если проект не умеет оценивать результаты своей деятельности, в том числе и социальной эффективности, то как он докажет свою социальную эффективность инвестору?

В России работают несколько фондов (например, «Наше будущее», «Навстречу переменам»), которые дают инвестиции только тем предприятиям, которые готовы оценивать свои проекты с учетом социального воздействия. Кстати, культура оценки социальных эффектов существовала еще в Советском Союзе при плановой экономике, что еще раз подчеркивает мысль, что новое — это обычно хорошо забытое старое.

Более того, в конце 2018 года состоялось заседание фонда Президентских грантов, на котором упоминалось, что в ближайшем будущем оценку социального воздействия хотят сделать обязательной, сначала — для получателей крупных грантов, в дальнейшем — и для широкого круга соискателей. Цель здесь — не ввести еще один элемент контроля, а научить людей терминам, чтобы они привыкли к тому, что социальный эффект должен быть измерим. Потому что часто в поисках денег соискатели говорят: «Дайте денег, мы творим добро!», не отвечая при этом на вопрос: «Какое добро конкретно?» или «Сколько добра?». Без этого сложно принимать решение о выдаче гранта.

Вернемся к насущным задачам. Как венчурная филантропия может помогать предпринимателям? Ответ есть. Одна из целей ЦСИО «СОЛь» — развитие рынка венчурной филантропии: нам интересно стать точкой входа для поиска перспективных инвестиций. Эту проблему решает очередной конкурс «СОЛь», который стартует 1 марта. Кроме прочего (подробности — по ссылке) он существует для повышения инвестиционной привлекательности российских социальных проектов: у участников конкурса есть возможность доработки своего инвестиционного предложения на каждом этапе конкурса и общения с импакт-инвесторами в финале.

В 2019 году Конкурс СОЛь состоится в третий раз, в 2017-м в нем участвовало 65 человек, в 2018 — 120, и в этом году, мы уверены, число соискателей обязательно вырастет. Мы будем всех знакомить со всеми: само участие в конкурсе — это выход в сообщество людей, заинтересованных в инвестициях в социальную сферу.

Тимур Жаббаров, Андрей Андрусов, Наталья Медведева (EVPA), Жюльнар Асфари, Светлана Ерофеева (Рыбаков Фонд), Михаил Алашкевич (ВЭБ)

Чем еще полезно общение в формате EVPA? Сложилось четкое понимание, что, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, Россия продолжает оставаться интересной для зарубежных инвесторов. Когда они видят качество проектов из России, в том числе, участвующих в конкурсе «СОЛь», то очень высоко их оценивают (учитывая и инновационность проектов). Технологически в некоторых вопросах мы действительно находимся даже впереди европейского опыта, включая волонтерские программы, блокчейн-технологии и так далее. Некоторым образом, Европа остается в заложниках у старых технологий, а у нас «старого» опыта не было, поэтому мы с удовольствием создаем новый продукт с нуля и в некоторых вещах попадаем вперед.

Вот пример: согласно докладу Measuring Innovation in Education 2019, подготовленному Организацией международного сотрудничества и развития (OECD), индекс инновационности России в образовании составляет 36 баллов — при среднем показателе в 30 баллов и более низком для таких стран, как США, Великобритания и Сингапур.

В заключение стоит отметить, что очень часто инвесторы за рубежом просто не знают о существовании инвест-рынка России; о том, какой он, что в России возможны интересные проекты. Западная пресса часто освещает ситуацию в нашей стране однобоко. И когда мы привозим в Европу интересные проекты, люди очень удивляются: откуда они в «тоталитарном» государстве? Сотрудничество с EVPA — это возможность сделать хороший пиар России, рассказать, что у нас все очень круто, просто многие об этом не знают.

И это начинает привлекать внимание инвесторов, несмотря на негативный фон. По мнению Винсента Фарбера (Trafigura Foundation), который участвовал в работе секции «СОЛь» во время конференции EVPA, инвестиции в Россию могут быть комфортными и выгодными — а на общий информационный фон влияют мифы, не всегда отражающие объективную обстановку. Есть страны Восточной Европы, где инвестиционный климат намного хуже — так что мы позитивно смотрим на развитие рынка венчурной филантропии в России и сделаем все возможное для того, чтобы оно не замедлилось.

УЧИТЕСЬ!

Третий ежегодный Конкурс СОЛь стартует 1 марта 2019 года. Тема: Конкурс лидеров, создающих устойчивые предпринимательские решения социальных и экологических проблем. Прием заявок осуществляется до 14 апреля 2019 года.

Мы выбрали такую тему, чтобы на примере продемонстрировать инвестиционный потенциал социального сектора. Мы рассчитываем, что Конкурс привлечет внимание инвесторов, которые ориентируются не только на финансовую, но и на социальную эффективность проектов!

Подавая заявку на Конкурс, вы получаете возможность показать свой проект одному из таких инвесторов.

ПРИЗОВОЙ ФОНД

По выбору жюри каждый из финалистов получит в качестве приза обучение (либо поддержку проекта) от следующих партнеров:

Ashoka Visionary Program

School of System Change

— Московская школа управления «Сколково»

— платформа социальных изменений todogood

YPO Russia.

Больше призов — на сайте конкурса konkurssol.ru и в соцсетях. Подробную информацию ищите на сайте 1 марта 2019 года.

Интервью: ЦСИО «СОЛь», подготовила Наташа Полетаева