Время цыган

Как Европа решает проблемы социального инвестирования и что это такое? Вопрос становится понятным, если рассматривать его на конкретных примерах.

Знакомьтесь: первая цыганская студия моды ROMANI Design, которая получила поддержку и грант в рамках сотрудничества с EVPA (Европейской ассоциацией венчурной филантропии) и борется со стереотипами в отношении цыган — одного из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе.

В Европе проживает примерно 10-12 миллионов людей, принадлежащих к народности рома (цыгане) — и они являются самым многочисленным этническим меньшинством на континенте. Несмотря на усилия институтов ЕС и других международных и европейских организаций, рома по-прежнему сталкиваются с дискриминацией и расизмом. Социально-экономические расхождения между ними и другими национальностями становятся все шире, чем пользуются правые экстремисты, ксенофобы и политики-популисты. Зачастую цыгане живут изолированно и не имеют доступа к таким базовым правам как здравоохранение, образование и трудоустройство (источник: ENAR). Отрицательные стереотипы, сложившиеся вокруг рома десятилетия назад, привели к их отстранению от общества и дегуманизации.

Цыганский дизайн

В 2010 году Эрика Варга (Erika Varga) и ее сестра Хелена (Helena Varga) решили попробовать решить вопрос изоляции цыган по-новому. Они основали компанию ROMANI Design — первую цыганскую студию моды, которая была призвана стать своего рода мостом, соединяющим рома и людей других национальностей.

Организация ставила перед собой две цели.

1. Разрушить стереотипы и популяризовать цыганскую культуру и сообщество путем пересмотра традиционных шаблонов в современной городской одежде, при этом мода должна была стать проводником в культуру рома.

2. Обратить внимание на культурные и экономические потребности сообщества рома, создав рабочие места и обучая пошиву одежды женщин этой народности, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Кстати, после участия в Неделях моды по всему миру бренд ROMANI Design стал хорошо известен в Венгрии и уже получил международное признание.

Студия дизайна — это еще и обучающий центр для детей цыган, оказавшихся в тяжелом положении. Здесь проходят различные мастер-классы, обсуждаются вопросы самоопределения рома, их наследие и культура. Организация ROMANI получает положительные отзывы и реакцию на свою деятельность, что помогает представить их сообщество в новом положительном свете. А мода рома стала современным и ценным вкладом в индустрию дизайна.

Как все начиналось

В 2012 году Эрика Варга подала заявку на кредит в банк Erste в Венгрии. Так как ее социальное предприятие было недостаточно развито для получения кредита, там посоветовали обратиться в фонд ERSTE — запросить грант и нефинансовую поддержку.

Фонд ERSTE начал помогать ROMANI в 2012 году — в организационном развитии и финансовом обучении. Также он привлек консультационную компанию в Будапеште, чтобы улучшить социальный бизнес-план бренда. Кроме того, ERSTE помог в создании сайта и блога ROMANI.

В 2013 году была запущена программа партнерства по проблемам людей рома, призванная обеспечить поддержку инициатив, решающих проблемы, руководствуясь принципом «снизу вверх». В первую очередь, программа была нацелена на создание рабочих мест и получение дохода от инициатив сообщества, а также на объединение цыган с людьми других национальностей, что важно для достижения желаемого социального влияния и устойчивости. ROMANI Design удовлетворяет критериям, которые нужны для установления такого партнерства, поэтому был выбран более комплексный подход к развитию бренда ROMANI и бизнеса в целом.

В 2016 году фонд ERSTE принял решение, что организации ROMANI необходимо достичь этапа «зрелости» и повысить свою активность, чтобы обеспечить финансовую самостоятельность.

Начиная с 2012 года, в общей сложности ERSTE предоставил компании несколько грантов на сумму €217 235. Также ROMANI получили кредит в банке Erste в Венгрии с кредитным лимитом €115 546, за 24 месяца он был погашен на 100%. Кроме гранта и кредита, ROMANI также получили поддержку от ЕС на обучение (тренинги и семинары).

Что интересно, тренд на изменение отношения к национальным меньшинствам в Европе продолжает работать. В конце 2018 года на ежегодном форуме EVPA в Варшаве прошло стартап-шоу Get in the Ring, победителем которого стал еще один цыганский стартап из Бухареста Mesteshukar ButiQ. Ребята делают разные полезные мелочи и посуду для кухни — и на таком уровне, что их продукцию с удовольствием продают в ИКЕЕ.

Итогом участия в Get in the Ring стал грант на €45,000 и возможность дальше развивать производство.

Кстати, 26 апреля 2019 года стартап-шоу обещают провести в Москве, детали смотрите по ссылке. На шоу ждут как представителей стартапов, так и просто гостей.

Кейс комментирует член жюри Конкурса СОЛь-2019 для социальных предпринимателей Алексей Горячев (предприниматель, инвестиционный банкир, инвестор; старший партнер RB Partners, глава YPO Moscow, амбассадор «Сколково»).

– Есть ли на ваш взгляд в России организации и инвесторы, готовые поддерживать подобные российские проекты?

– Да, конечно. Например, в России снимаются некоммерческие фильмы и финансируются проекты, не связанные с прямым извлечением прибыли, но оказывающие позитивное влияние на общество. Сектор находится в стадии зарождения, поэтому таких организаций и инвесторов пока немного, и во многих случаях их деятельность эпизодическая, а результаты недостаточно публичны.

– Что может стимулировать формирование в России сферы инвестиций в устойчивое развитие?

– На мой взгляд, чтобы стимулировать развитие импакт-инвестирования в России, нужно продолжать знакомить общество с этой концепцией, объясняя цели и практики и показывая успешные кейсы. Я думаю, стоит начинать с проектов, которые как оказывают позитивное влияние, так и успешны коммерчески, и более просты для понимания.

Источник: ROMANI Design – фонд ERSTE

Перевод: ЦСИО «СОЛь»