На Тверской открылся магазин «Ноль отходов»

В ноябре 2019 года в Москве (и сразу на Тверской!) открылся второй Zero Waste Shop — магазин, продающий экотовары и продукты без упаковки. 21-22 декабря его команда примет участие в Новогодней экоярмарке на Хлебозаводе — приходите! А пока читайте интервью, которое Центр СОЛь подготовил с основательницей магазина Ларисой Петраковой.

Оригинальный материал опубликован на сайте recyclemag.ru.

Как всё началось?

В целом, наверное, с проблемы свалок в Московской области. Несколько лет назад мы с семьей переехали из Москвы в Истринский район — в городе мне стало душно, у нас двое детей… И в один момент я задумалась — почему свалки стали такой проблемой? Что с этим можно сделать? Поняла, что у нас нет раздельного сбора мусора, ничего не перерабатывается… Начала организовывать раздельный сбор у себя дома. Поняла, что это достаточно сложно, тем более в области: дорогая логистика, в область никто не хочет ехать, всё держится на каких-то энтузиастах.

И в ходе процесса, когда я со всем этим разбиралась, я узнала о концепции «ноль отходов», Zero Waste (а потом увидела ее в Европе). Дело в следующем: ты заранее думаешь о том, чтобы не использовать лишний пластик и не нести его к себе домой.


У меня образование менеджера и мне очень захотелось попробовать как-то изменить сложившуюся ситуацию (на первый взгляд казалось, что это очень легко)! Сейчас, конечно, мне так не кажется, но продолжает оставаться всё таким же интересным.

Я решила начать с еды. Сначала мы открылись в торговом центре в Мякинине, но всегда хотелось быть ближе к центру — и наш первый магазин переехал на Хлебозавод в марте 2019 года. И выяснилось, что людям интересна концепция Zero Waste!

Как мы это поняли? Если летом у магазинов выручка, как правило, падает, то у нас она даже выросла. И у меня сложилось впечатление, что люди воспринимают наш магазин как достопримечательность, много приезжих старалось заехать на Хлебозавод, если приезжали в Москву.

Каков средний возраст ваших покупателей?

От 18-ти до 35-ти лет. Пожилых людей меньше. Молодежь больше думает об экологии, хотя сначала мне казалось, что нашими покупателями будут люди с детьми в возрасте около 40-ка лет. Может показаться, что старшее поколение меньше интересуется темой «ноль отходов», но ситуация понемногу меняется. В целом, они положительно относятся к Zero Waste, потому что привыкли к развесным продуктам в Советском Союзе.

Что лучше всего продается?

Гречка! И любые другие стандартные товары — мы к этому ассортименту и стремимся, не хотим быть магазином деликатесов.

Хотя порой люди высказываются против развесных товаров — говорят, что покупать крупу без упаковки негигиенично, потому что «мы же не знаем, на каком складе и на каком полу стоял этот мешок». Но весь вопрос в том, что и в стандартную упаковку расфасовывается та же самая крупа из соседнего мешка. А что касается гигиены, то все продавцы у нас с медкнижками, все требования соблюдаются. Кстати, все наши сотрудники, в свое время поработали у нас продавцами, разделяют концепцию «ноль отходов» и практикуют ее дома.

Мы встречаемся с нашими покупателями не только в магазинах. 21-22 декабря проведем на Хлебозаводе Zero Waste фестиваль — Новогоднюю экоярмарку. В нем примут участие мы и наши поставщики, и другие участники. У нас очень открытые покупатели, мы много общаемся, делимся идеями. 

Как конкретно работают ваши магазины?

Мы используем оборотную или перерабатываемую тару — крупу нам привозят в полипропиленовых мешках по 25 кг. Сладости, кофе и прочее — в больших пластиковых контейнерах, их у нас два набора. Таких поставщиков достаточно много, они доставляют товары как воду в офис: полный контейнер привезли, пустой забрали.

А посетители приходят к нам с чемоданами на колесиках, с кучей банок, чтобы купить побольше продуктов. Но, конечно, не каждый это может себе позволить, не у всех есть время. Поэтому в январе-феврале 2020 года мы хотим запустить доставку продуктов и думаем о партнере, который мог бы нас поддержать.

Кто ваши поставщики?

У нас 100 тысяч мелких поставщиков, и, в идеале, мы хотели бы создать оптовую компанию в концепции Zero Waste, потому что работа с разными поставщиками очень объемная. Это сильно бы облегчило задачу по открытию магазинов концепции «ноль отходов». Мы пробовали создать своего рода кооператив, но это оказалось достаточно сложным, мешает логистика. Плюс мы пытаемся найти локальных поставщиков еды. Поэтому при прочих равных мы выбираем московских и подмосковных поставщиков (но есть продукты, которые не растут в России — например, специи).

Думали ли вы о том, сколько подобных магазинов нужно в Москве?

Мы пока не знаем, хотя на своих магазинах как раз тестируем эту потребность прямо сейчас. Открытие второй точки мы никак специально не анонсировали (за исключением соцсетей). Поэтому, наверное, пока про нас мало кто знает. И хотя мы не можем оценить всё досконально, но аудитория растет. И в центре мы открылись потому, что не ясно, насколько она вырастет и будут ли востребованы магазины в спальных районах.

По поводу расширения — к нам обращались представители известных ритейлеров, которые считают, что если сейчас они не начнут заниматься вопросом Zero Waste, то проиграют конкурентную борьбу.

Обращались и по поводу франшизы — инвесторы хотели запустить несколько магазинов, аналогичных нашему. Но мы пока думаем над подобным предложением. Очень хочется, чтобы те, у кого мы могли бы взять деньги на развитие, разделяли наши ценности, а не просто хотели заработать. Если ты сам не думаешь о концепции «ноль отходов», то вряд ли получится правильно донести идею.

Чего вам не хватает в работе?

Сложилось понимание, что не хватает каких-то обучающих программ. Как для пользователей, так и для предпринимателей. Каждый день мне приходит минимум одно письмо с просьбой рассказать — как открыть магазин Zero Waste, как найти поставщиков, и так далее. У нас на сайте есть инструкция как это сделать, но мы видим, что информации недостаточно. И пока не хватает времени на то, чтобы разработать более подробную инструкцию.

О чем вы мечтаете?

Моя мечта — чтобы магазины Zero Waste стали работать в формате «магазина у дома». Потому что в Москве все привыкли всё делать быстро. Мы хотим сделать наш формат удобным — но пока непонятно, будут ли готовы люди ходить в такие магазины в спальных районах. Думаю о том, чтобы запустить большой магазин ближе к югу — в районе «Академической» или «Университета» и дополнить ассортимент сырами, замороженными продуктами (например, варениками) — чтобы всё нужное можно было купить в одном месте.

А еще мы хотим работать с Zero Waste ресторанами, — была идея сделать ужин в формате «ноль отходов» с мастер-классом рецептов. Но пока не получилось найти повара, который смог бы нам с этим помочь. Так что если у вас есть идеи — обязательно поделитесь!