Системные практики — какими они могут быть?

Это адаптированный перевод статьи из блога Школы системных изменений (оригинал статьи). Материал подготовлен Центром “Соль” при поддержке Центра устойчивого развития МШУ Сколково, некоммерческой организации MitOst и Школы системных изменений организации “Форум для Будущего” (School of System Change).

Школа системных изменений помогает людям ориентироваться в многочисленных подходах, инструментах и методах системных изменений. Обычно Школу спрашивают: «Откуда вы знаете, что то, что мы делаем, является системным?». В образовательные программы Школа приглашает много экспертов с практическим опытом системных изменений. По мере работы с ними, методологи Школы выявили и описали набор “системных практик”, применяются в различных используемых экспертами подходах и инструментах. В настоящее время их десять, в них нет более приоритетных. Еще несколько добавилось со времени написания «Способов системного мышления» (The ways of a systems thinker) — и их, конечно, больше. Ниже представлен краткий обзор практик и лежащих в основе них идей. Школа открыта обратной связи, которая поможет вывести их на новый уровень!

Схема системные практики

Эти системные практики совместно отбирались Дженнифер Берман, Анной Уоррингтон, Лорой Винн и Анной Бёрни.

Позвольте системе увидеть себя, удерживайте всю картину.

Систему можно определить как совокупность взаимодействующих частей, организованных как единое целое для какой-то деятельности.

Очень часто отдельные участники системы не видят этого целого, частью которой они являются. Их поведение в системе влияет на них самих, как в притче Руми о слоне. Если помочь различным стейкхолдерам шире взглянуть на их роль в системе и на их влияние наряду с другими на происходящие изменения, это помогает выстроить более эффективно деятельность и достигать преобразований.

Работайте одновременно на разных уровнях

Системы вложены друг в друга. Так, клетка крови — элемент в сердце, которое является элементом кровеносной системы, вложенной в тело, семью, общество… Изменение меняет устоявшиеся модели работы систем разных уровней.

Мы часто не обращаем внимания на последствия изменений, происходящих вне привычной рамки системы (в надсистеме или подсистеме). Мы можем научиться работать с фракталами и оказывать воздействия на разных уровнях.

Выявляйте связи и как взаимодействуют части системы

Свойства систем возникают из отношений между частями и окружающей средой. Поэтому отношения между частями так же важны, как и сами части.

У нас хорошо получается смотреть на отдельные части, но зачастую много хуже — с понимаем взаимосвязей между ними и как взаимодействия частей влияют на нормы поведения. Когда мы лучше понимаем, почему в системе все работает так, а не иначе, почему в ней сложились именно такие взаимоотношения, нам легче определить точку приложения усилий. Мы можем научиться выявлять и смягчать непреднамеренные последствия наших действий.

Привлекайте игроков с различными точками зрения

Системы — это придуманная человеком концепция для понимания окружающего мира, а не просто набор конкретных вещей. Размышляя над системой, мы судим о ней в меру своего понимания. Это означает, что системы субъективны и могут восприниматься по-разному с разных точек зрения или ролей.

Привлечение различных точек зрения позволяет шире понимать рассматриваемый вызов и принимать лучшие стратегические решения. Вариативность и многообразие необходимы для более устойчивых, гибких и инновационных решений. Мы можем способствовать многообразию точек зрения на протяжении всей деятельности.

Сформируйте понимание способности действовать, сил влияния и ответственности.

Системы не существуют где-то там, функционируя за пределами устоявшихся сил влияния. Сила влияния проявляется в социальных взаимоотношениях, ей нельзя обладать как вещью. Она может принимать различные формы и необходима для изменений. Способность к независимому действию может быть где угодно в системе, и её можно усилить, содействуя развитию отношений.

При рассмотрении вопроса о том, как создать изменения, необходимо исследовать, как выражается и используется влияние, в том числе наше. Мы можем понять, как мы можем изменить распределение сил влияния и изменить характер взаимоотношений, меняя точки сосредоточения влияния, и создавая условия для его ответственного использования.

Работайте с активирующими и сопротивляющимися силами

Системы постоянно меняются. Для системных изменений нужна сбалансированная работа как с активирующими изменения силами, так и с силами, сопротивляющимися изменениям. Так, если керамист собирается создать глиняный горшок, форма не может возникнуть, если материал не оказывает сопротивления рукам гончара.

Сосредотачиваясь на инновациях, мы часто работаем с силами, нацеленными на изменение, и склонны не учитывать в работе силы сопротивления. В противоположность этому, наша деятельность могут быть направлена на работу с теми игроками и нормами, что удерживают статус-кво. Мы можем научиться работать и с теми, и с другими, чтобы реализовать творческий потенциал, а не идти на компромиссы.

Рассматривайте различные временные рамки и долгосрочные последствия.

Системы находятся в постоянной динамике, меняются, а не являются статическими сущностями. Они развивают шаблоны поведения в течение длительного времени, через отношения частей системы и взаимодействия с внешней средой. Они также могут быть волатильными и внезапно меняться при совпадении ряда факторов.

Мы часто работаем в коротком горизонте планирования, максимум несколько лет. Необходимо учитывать, как вещи менялись в прошлом, меняются сейчас и могут измениться в будущем. Существует множество возможных сценариев развития будущего, которые необходимо учитывать.

Понимайте закономерности работы системы, чтобы эффективно на неё воздействовать.

Закономерности работы системы проявляются на разных уровнях. Модели могут находиться в физической структуре, потоках взаимодействий и взаимоотношениях, или более глубоко — в ментальных установках или парадигмах игроков системы. Изменение системы как результат — это конфигурация новой модели организации деятельности или структуры системы.

Как правило, у нас хорошо получается распознавать темы (кластеризуя стикеры), но мы менее искусны в выявлении паттернов и работе с ними на разных уровнях, где заложен потенциал трансформационного изменения. Как только мы увидим, как паттерны, структуры и взаимоотношения реагируют в системе, мы можем решить, куда стоит направить нашу энергию для наиболее эффективного изменения.

Постигайте сложность, постоянно учитесь и адаптируйтесь

Системы, с которыми мы взаимодействуем, сложны; причинно-следственная связь может быть воспринята только в ретроспективе. Изменения происходят не линейно, но рывками, когда критические моменты приводят к внезапным массивным изменениям.

В этом контексте неэффективно полагаться на жесткое долгосрочное планирование. Мы должны постоянно быть погруженными в то, что происходит на разных уровнях, учиться на том, что мы чувствуем, и адаптировать нашу стратегию по мере происходящих вокруг изменений. Нам необходимо развивать рефлексивные практики, чтобы обучение стало частью нашего мышления.

Постоянно ставьте под сомнение предположения

Системные изменения происходят на нескольких уровнях и обусловлены глубоко укорененными паттернами, ментальными установками и парадигмами. Мы постоянно придерживаемся предположений о том, как все работает, чтобы иметь возможность взаимодействовать со сложными системами. Многие предположения будут идти от нашего мировоззрения, которое мы привносим в работу.

Для того чтобы осуществить глубокие трансформационные изменения, нам необходимо постоянно осознавать собственные предположения, проверять их, ставить под сомнения. Также стоит делать с базовыми предположениями, которые встроены в используемые нами инструменты или модели. В противном случае мы рискуем создать поверхностное изменение, которое укрепит статус-кво.