Что изменит кризис в ценностях бизнеса

Елена Горохова отвечает на вопросы «Теплицы социальных технологий».

Материал подготовила «Теплица социальных технологий». Полную версию читайте по ссылке.

Пандемия затронула все сферы нашей жизни, и это особенно ощущает социальный бизнес. Предприниматели, которые работают с темами экологии, доступности среды, поддержки локальных проектов, замечают, как меняются потребности и ценности общества. Журналист Теплицы Виктория Сафронова поговорила с социальными предпринимателями о том, как изменится сфера после кризиса и почему проекты с дополнительным смыслом после пандемии могут оказаться только востребованнее.

Елена Горохова — директор движения ЭКА – общественной организации, которая привлекает людей к решению экологических проблем.

ЕЛЕНА ГОРОХОВА. ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ.

Пандемия повлияла на нас не так сильно, как на другие компании. Мы уже пять лет работаем удаленно, поэтому все процессы — общение в Zoom, переписку в Slack, CRM-системы – освоили уже давно.

Нам не пришлось перестраивать работу, поэтому и проседания не было. Но мы сотрудничаем с получателями услуг, а для них пандемия стала настоящим вызовом. Клиенты получают наш продукт в онлайне, чтобы работать с ним в офлайне. Например, экоуроки: обычно учитель скачивает наши материалы и проводит в классе по ним реальный урок. Теперь это направление пришлось быстро менять: уроки превратились в видео, чтобы учитель мог показать материал детям дистанционно. Учителя оказались настолько загружены, что мы хотели хоть как-то помочь им сэкономить личное время.

Как изменится наша сфера и мир после пандемии, никому не известно. Есть опасения и опыт, который мы накопили за многие годы, — как только начинается кризис, социалка — первое, на чем заканчивается внимание. Но кризис сейчас не такой, какой был в прошлые разы, он общемировой, поэтому в этот раз, может быть, эти опасения и не оправдаются. 

Я мониторю всю информацию об экологии и понимаю, что тренды в этом направлении только усилятся. Даже по нынешней ситуации видно: у нас ничего не просело во время карантина. Как только люди смогли вернуться на работу, нам начали звонить, заключать договоры и назначать онлайн-переговоры. 

Рынок экологических проектов в России сейчас только формируется. Поэтому для тех, кто начинает что-то делать в социальном бизнесе впервые, есть очень большой потенциал к реализации — они фактически оказываются первыми. Понятно, что бизнес, связанный со здоровьем людей, более востребован, но это базовая потребность.

Как только у людей возникнет понимание, что в базовую потребность безопасности также входит экология, думаю, будет очень большой всплеск проектов. Пока у людей не сильно развито экологическое сознание. Но это задача нашего проекта — вести просветительскую работу, и я думаю, как только возникнет это понимание, изменится и отношение, в экологические проекты будут вкладывать больше средств. Однозначно — и это не только мое мнение, но и других экспертов: в России тренд на экологические проекты будет только нарастать.