Сергей Казарновский: накануне 1 сентября

Директор «Класс-центра» Сергей Казарновский рассказал, как встречают День знаний у них в школе, и почему мы всё еще ждем гуманизации всей страны.

7 сентября — день рождения Сергея Зиновьевича Казарновского. Поздравляем!


Когда я учился в школе, мама точно знала, что я буду инженером! Потому что все должны были быть инженерами. И я им стал. Потом наступили времена, когда все должны были стать юристами, экономистами и так далее. А сейчас наступает (и уже наступило!) время, когда не очень понятно, кто кем должен стать.

Сергей Казарновский — заслуженный учитель России,
победитель первого конкурса «Лидер образования России».

На Западе уже давно существует понятие «Gap Year» (год после окончания школы, когда можно не учиться и есть время придумать, чем заняться в будущем). Как мне кажется, в российской школе уже последние лет пять существует такой Gap Year. Получая медали, дети не идут учится дальше, они не понимают до конца, куда — потому что мир не очень определен. Люди ищут себя по-разному.

То, к чему мы должны подготовить учеников сегодня, называется «предадаптация». Мы должны подготовить детей к тому, чтобы они могли адаптироваться. Они должны научиться встречать некую новую ситуацию не как беду, а как способ найти какой-то инновационный ход. Выйти за пределы алгоритма.

Переход на дистанционное обучение в этом году — на самом деле совершенно другой способ образования, который таил в себе много неведомого. Случился переход в совершенно другое понимание того, что такое образование (тем более что «Класс-центр» делал это параллельно по трем направлениям: общее образование, музыкальное и драматическое).

Раньше онлайн-обучением мы почти не занимались, хотя был опыт преподавания музыки по Скайпу. Мы анализировали, что получается, что не получается, куда нам дальше двигаться. Как нам удалось справиться? Мы провели опрос среди родителей, ответы были очень любопытные. Они остались довольны организацией удаленного обучения. Родителям детей младших классов было непросто, но, с другой стороны, они увидели — как их дети получают образование, как идет процесс. А в драматическом обучении появилась масса идей, как вести его дистанционно. Это и озвучание фильмов, и спектакль «Завтра была война», который ребята сыграли в Зуме. Начальные классы выпустили «Театральную азбуку», когда каждый ребенок рассказывал — что такое партер, маска, режиссер. Получился очень интересный опыт того, как ребенок с пока небольшим словарным запасом может об этом говорить. Также, как и многие, мы воплощали на фото картины мастеров Возрождения. И провели онлайн экзамены по музыке мы (дети отправляли свои записанные выступления преподавателям). Хочу сказать, что качество экзаменов от этого только выросло, буквально на 30% — не было предэкзаменационного мандража и страха.

Все с нетерпением ждут 1 сентября, а накануне мы провели в школе выпускной! Я дал ребятам слово, что это будет не в Зуме, а вживую (со всеми ограничительными мерами, которые существуют). Но поскольку в нашем случае это всего два класса — один, которой выпускается, а другой, который поздравляет, и очень большая площадь, то это — не массовое мероприятие. Я считаю, делать онлайн-выпускной — это бессмысленно. Это очень человеческая вещь.

Выпускников провожают в жизнь первоклассники, и каждый раз это целое представление: ребята придумывают, как удивить, как приехать в школу. Были у нас и велорикши, кто-то приезжал на мотоциклах , кто-то — на специальных киношных платформах, а в августе 2020 года ребята арендовали два маленьких автобуса «Фольксваген» 70-х годов (выбрали тему «ретро», и одеты были соответствующе).

Это очень трогательное мероприятие — выпускники делают кораблики из бумаги, потому что с выпускного они отправляются в свободное плаванье, с которого начинается совсем другая жизнь, по другому маршруту, с другой скоростью, с другими капитанами. Записывают свои мечты о будущем и кладут в бутылку. А дальше сюрприз и традиция одновременно: в класс приходят выпускники десятилетней давности и вскрывают бутылку со своими записями. Читают записки и рассказывают, что за эти годы произошло.

И то, что у нас будет проходить 1 сентября — это сохранение традиций. За долгую историю России чего у нас только не было: и коллективизация, и индустриализация, и приватизация — но мы все еще ждем, когда же начнется гуманизация нашего общества. К сожалению, агрессивная среда, которая нас окружает, создана в том числе и нашим государством, и поддерживается людьми и телевидением. Абсолютно агрессивная среда, в которой бетон превращается в бумагу, сталь — в порошок, и противостоять которой может только абсолютный гуманизм, сверхгуманизм.

И вот какая традиция связана у нас с 1-м сентября. Всем первоклассникам мы делаем светоотражающие жилетки с именами — и 1 сентября перед всей школой 11-классники вызывают каждого на сцену, помогают надеть жилет и говорят: «Я — твой первый друг, меня зовут…». Это тактильные совершенно ощущения: надеть жилетку, поправить прическу или бант. А потом первоклашки поворачиваются, и вся школа кричит их имена! Целый день к ним подходят все школьники и здороваются, и они очень заметны. Это было придумано много лет назад, и все это работает и живет. И мне кажется, что эти традиции должны сохраняться и приумножаться — в разных ипостасях, в разных формах.