Как успешно реализовать зарубежный социальный бизнес в России

Фраза «Всё уже придумано до нас» работает. Да, исключения встречаются, но человеческий опыт настолько объемен, что решение можно подобрать к любой проблеме. Именно из этой мысли исходит Центр содействия инновациям в обществе СОЛь, инициировавший в 2020 году процесс локализации успешных зарубежных социальных практик в России. Рассказываем, как это делается.

Вот уже более пяти лет Центр СОЛь сотрудничает с международным некоммерческим фондом Ashoka (его основатель Билл Дрейтон — как раз тот человек, благодаря которому появился термин «социальное предпринимательство»). Ashoka выявляет и поддерживает лидеров социальных инноваций во всем мире на протяжении 40-ка лет, и Центр СОЛь прилагает усилия, чтобы на ежегодных форумах звучали и русские голоса — чтобы наши предприниматели знакомились с лучшими зарубежными решениями различных проблем и делились собственным опытом с международным сообществом.  

В 2019 году на ежегодную встречу предпринимателей в Европе мы пригласили 10 гостей из России, они участвовали в организованной СОЛью конференции Gateway to Russia, где рассказали о состоянии и перспективах социального предпринимательства в нашей стране.

Зачем нам локализация?

В 2020 году, по понятным причинам, ежегодный форум Ashoka Changemakers Summit состоялся онлайн — но сотрудничеству это не помешало. Центр СОЛь провел на нем конференцию «Секреты успешных партнерств. Три кейса локализации в РФ», где выступили предприниматели, уже реализовавшие несколько практик Ashoka в России:

Они поделились успешным опытом трансформированных международных инициатив Teach for All, Slow Food International и Dialogue In the Dark, которые теперь работают и для наших граждан. 

Однако это  выступление стало всего лишь вершиной айсберга — перед форумом Центр СОЛь провел большую работу как среди социальных предпринимателей, так и представителей бизнеса, среди которых мы разыграли 10 билетов-приглашений на форум. А после встретились еще раз, чтобы обсудить, что нужно для успешной локализации проекта в России и чем его перенос отличается от переноса в остальные страны.

Как показывает пример пример «приземлённых» проектов Teach for All и Dialogues in the Dark, нельзя сбрасывать со щита огромную роль государства, которая бывает не столь актуальна в других странах.

Например, Анатолий Попко, руководитель проекта «Концерты в темноте» (зрителей погружают в 100-процентную темноту, и, в отсутствии зрения, которым мы воспринимаем до 80% информации, обостряются другие чувства) рассказал, что без помощи государства им было бы гораздо труднее пережить последствия пандемии-2020. 

А Юлия Якель, руководитель проекта Slow Food Russia, подчеркнула, что формат членских взносов, в котором работает оригинальное движение Slow Food (концепция качественной еды и приготовления продуктов, отличная от понятия «фастфуд») движется в России со скрипом. Видимо, несмотря на то, что участники видят ценность общности и обмена полезными практиками, им этого недостаточно, чтобы платить взносы за устойчивую деятельность организации. Поэтому приходится искать другие модели продвижения и более креативные подходы, чем в Европе.

Внимание к человеку

Однако форум Ashoka Changemakers Summit проявил не только минусы локализации в отдельно взятой стране, но и общность взглядов с зарубежными коллегами. Так, Екатерине Затуливетер (проекты «Альтуризм», «Путь ремесленника») больше всего понравилось, что они (также как и мы) в центр восприятия ставят человека, а не организацию и не государство.  

«Мы не можем заниматься развитием больших или малых территорий без человека и не воспринимая человека, это невозможно, — говорит Екатерина. — Казалось бы, это понятная вещь, но не все это осознают. Часто авторы проектов воспринимают себя архитекторами и говорят: мы просто строим здание, причем здесь люди? Мы в работе испытываем большой барьер в непонимании того, что человек — это самое главное, с чем нужно работать. Без человека невозможно никакое развитие территорий. На саммите Ashoka каждый из спикеров ставил это во главу угла».

«На нашем мероприятии, посвященном локализации, присутствовало достаточно много людей — порядка 60-ти человек, — продолжает инвестиционный директор Центра СОЛь Андрей Андрусов. — Так мы поняли, что ситуация в России вызывает большой интерес — тема зацепила людей. Локализация важна, потому что все социальные предприниматели думают о том, куда дальше распространять свой опыт и социальный эффект. И Россия им интересна как площадка, куда можно выгружать свои наработки, уже достигшие определенных положительных сдвигов.

Мы в Центре СОЛь считаем, что важно быть тем связующим звеном, к которому присоединяются разные игроки — в одной теме может быть много крупных игроков, и, если всех их объединит одна общность, произойдут те самые системные изменения, к которым мы стремимся. Надо искать способ становится связующим звеном».

Как заново изобрести велосипед

И в ходе подготовки к форуму Ashoka Центр СОЛь уже выступил таким связующим звеном, организовав несколько круглых столов. На одном из них мы рассказали об опыте Оле Кассова — социального предпринимателя из Дании, придумавшего проект «Велоспорт без возраста» (Cycling Without Age). Оле стал соорганизатором сообщества волонтеров, которые катают пожилых маломобильных людей на велорикшах, там самым снимая ощущение, что человек заперт в четырех стенах. Сегодня «Велоспорт» уже работает в 50-ти странах мира.  

Идея Оле пришлась по душе Татьяне Дроздовой, создателю фестиваля «Новые старшие» Young Old. Они уже вышли на связь друг с другом, и, вполне возможно, в скором времени вы сможете встретить на улицах российских городов велорикш, которые будут катать пожилых по паркам и дорожкам. 

Вот так Центр СОЛь смотрит на практики, которые распространены в других странах, и старается привносить их в Россию, а также делиться этой информацией с другими. Сегодня мы ведем работу над следующими проектами — и обязательно обо всём расскажем.