Публикации

КАК «НАЗАД В БУДУЩЕЕ» ПОМОГАЕТ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД И ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ОТХОДЫ

Если вы смотрели «Назад в будущее», то помните, как элегантный автомобиль DeLorean вместо бензина начал летать на переработанном мусоре. Японский предприниматель Мичихико Ивамото превратил киносказку в самую настоящую быль: купил DeLorean и «научил» его ездить на биоэтаноле из старых футболок.

Мичихико Ивамото (Michihiko Iwamoto) работал на текстильном предприятии, которое занималось производством спецодежды из переработанных пластиковых бутылок. В один момент он задумался об возможности повторного использования буквально всего: ведь можно вернуть материалы, из которых делают вещи, в изначальное состояние и применить их для производства новых продуктов. Он начал активно разрабатывать концепцию повторной переработки, став соучредителем компании Japan Environment Planning (Jeplan) в 1995 году.

Тогда же он познакомился с Масаки Такао (Masaki Takao), которая была убеждена, что этанол можно получать из хлопка — пожалуй, самого распространенного сырья в производстве одежды. Текстильная и швейная промышленность является одним из самых интенсивных видов экономической деятельности в мире, но, несмотря на то, что «зеленые» идеи давно популярны, фактически перерабатывается очень небольшой процент использованной одежды. Jeplan изменил эту ситуацию в Японии, разместив в торговых точках коробки для сбора использованной одежды, которая затем отправлялась на фабрики, где хлопок перерабатывают в этанол и используют в качестве источника энергии.

Вдохновившись серией фильмов «Назад в будущее», в которой автомобиль, работающий на мусоре, перевозит пассажиров во времени, Мичихико провел переговоры с Голливудом и смог создать успешный совместный проект с NBC Universal.

Он купил автомобиль DeLorean, аналогичный тому, что использовался в кино, и провел мероприятие, на котором продемонстрировал, что автомобиль действительно может ехать на этаноле, выработанном из футболок. Люди могли посидеть в автомобиле и сфотографироваться — при условии, что отдадут старую футболку на переработку в топливо.

Мероприятие стало настолько успешным, что менее чем за три месяца Мичихико собрал столько футболок, сколько до этого собирал за целый год. И сегодня Ивамото следует философии «ноль отходов» с целью защиты окружающей среды. Компания Jeplan, главный офис которой расположен в Токио, расширила бизнес и, благодаря новым привлекательным проектам, стала популярна не только у себя в стране. А Ивамото стал председателем совета директоров компании, которая от сбора и переработки использованных материалов перешла к разработке новых продуктов и организации мероприятий: уникальные идеи Jeplan по «переработке всего» продолжают развиваться.

Статью комментирует основатель проекта Ubirator Никита Никишкин.
«Мне было бы интересно узнать о том, каким образом работает технология переработки ткани в этанол у Jetplan — я уже послал запрос компании, говорит Никита. — Но в теории это, безусловно, возможно.Текстиль и тканевые отходы у нас также собирают, в магазинах давно стоят контейнеры, и таких инициатив по России — тысячи. Это круто работает, бренды готовы к этому присоединяться, особенно, если подсветить для них бизнес-ценность этого дела.

Что касается «Убиратора», то сегодня мы расширяем нашу деятельность по сбору и сортировке отходов. У нас уже четыре пункта приема вторсырья, на которых мы сортируем и прессуем отходы, а потом отправляем их на заводы».

Статью комментирует Артем Агабеков, предприниматель, основатель «Фабрики окон», соучредитель агентства перформанс-маркетинга Adventum.
— Помню, в 90-х я учился в Германии и параллельно работал в компании, которая занималась ресайклингом. Там я встретил свою девушку-немку, и помню, что меня поразило, что она не только разделяла мусор перед тем, как выбросить — но еще и мыла его (не проточной водой, а в раковине, чтобы сэкономить). Прошло 25 лет. Россия. И я понимаю, что от того уровня сознания мы отдалены «световыми годами».

Мне кажется, что главные проекты в области ресайклинга будут тогда экономически выгодны, когда на уровне обывателя люди будут видеть в этом ценность и готовы ее поддержать. Желательно, в массе своей. Сегодня то, что я вижу, когда мы говорим о проектах, связанных с экологией, это настолько же редко встречающийся вид, как веганство. «Здоровое большинство» смотрит на это с легким скепсисом, переходящим в осуждение.

Поэтому первое, с чего нужно начинать — изменить сознание, парадигму восприятия. И в каком-то смысле те инвесторы, которые пойдут по этому пути, должны быть готовы выступать в роли первопроходцев, Дон Кихотов. Потому что их задача будет во многом гуманистической — формировать сознание. Доказывать, что ресайклинг возможен, тратить на это время своей жизни, инвестировать ресурсы и терпение. Сталкиваться с непониманием и быть готовым растворять это в себе и не отвечать злом на зло. Я бы сказал, это очень мощная практика для тех инвесторов, которые будет заниматься подобными проектами. Но, мне кажется, это единственный эволюционный путь, и те, кто слышит этот эволюционный импульс, призваны, чтобы передавать его и нести дальше.

Это не всегда можно измерить в моменте в деньгах — и это вопрос, какие горизонты планирования ставит перед собой человек, насколько его цели заканчиваются внутри (или за рамками) его жизни. И что он хочет оставить после себя.

2020 Экоинициативы