Публикации

Учиться задавать неудобные вопросы

Краткий обзор первого этапа работы Лаборатории системных практик «Поле».

С 7 по 9 сентября 2021 года в рамках программы Лаборатории системных практик «Поле» состоялся первый интерактивный онлайн-семинар «Системы и люди». 

В результате конкурсного отбора для участия в программе было приглашено 17 команд из 13-ти регионов России. Участвуют в ней представители некоммерческого сектора, социально ответственные бизнес-корпорации и социальные предприниматели, работающие с различными уязвимыми и незащищенными социальными группами. А также проекты, осуществляющие инфраструктурную поддержку развития сообществ, городских и и экологических инициатив, реализующие инклюзивные и культурные инициативы и занимающиеся развитием образования на региональном и федеральном уровне. 

Семинар «Системы и люди» как стартовая точка программы был нацелен на знакомство с ключевыми концепциями и практиками системного мышления. В ходе его работы участники рассматривали глобальные тенденции и вызовы, возникающие перед мировым сообществом, а также готовились к запуску процессов диагностики и картирования комплексных систем, с которыми работают в рамках своей профессиональной деятельности.

Как подчеркнула Жюльнар Асфари, один из соавторов и руководителей Лаборатории «Поле» (Центр СОЛь), в условиях новой реальности важными компетенциями для организаций и команд, стремящихся к решению социальных и экологических проблем на системном уровне, становятся умение работать в условиях трансформации и неопределенности, распознавать долгосрочные тренды, управлять изменениями и выстраивать межсекторное сотрудничество. 

Именно поэтому программа «Поля», помимо фокуса на знакомство и внедрение системных практик в деятельность организаций, направлена на создание сообщества единомышленников, готовых выходить из проектной парадигмы и выстраивать партнерства на всех уровнях — для достижения более устойчивых социальных изменений. Организаторы понимают, что для решения такой задачи необходимо новое образовательное пространство, позволяющее уделить особое внимание не только ответам на вопросы экспертов, но и обмену мнениями всех участников процесса. В результате чего может быть сформирован общий круг вопросов, позволяющих не только думать на уровне проблем и решений, но видеть более глубокие паттерны в системах, в которых работают все участники процесса.  

В рамках виртуального семинара  «Системы и люди» соавтор и фасилитатор программы Зоя Лукьянова (Международная ассоциация MitOst) представила свой опыт работы с системными практиками в формате сторителлинга, рассказав о развитии социального предпринимательства в Центральной Азии и Восточной Европе. А также показав на конкретных примерах, что, во-первых, системными практиками невозможно заниматься в одиночку, а во-вторых, важно держать в голове «большую картинку» и ключевой вопрос: «Каков мой вклад в создание стабильного будущего для следующих поколений, если мы понимаем, что современный мир — это мир взаимосвязей?». 

В качестве внешних экспертов на семинаре выступили Павел Лукша (Школа управления СКОЛКОВО, Москва) и Лора Винн (директор Школы системных изменений Форума для будущего, Лондон). Павел представил  вызовы и возможности XXI века через призму системы образования. И рассказал о возможных сценариях применения экосистемного подхода для удержания внутренней стабильности (при ускорении темпов изменений и усложнений социальных взаимосвязей). 

Лора Винн, в свою очередь, поделилась информацией о том, как работать с комплексными системами, почему на системные изменения необходимо смотреть через призму устойчивого развития, что изменилось в поведенческих моделях за время пандемии и как профессионалы из разных сфер и стран применяют системный подход на практике. 

Важным смысловым акцентом семинара было — рассмотреть системный подход через три основных уровня: личность, организация, планета. Участники работали в группах и анализировали собственные личностные вызовы и потребности в трансформации. 

Фасилитатор лаборатории Алексей Маслов (Центр СОЛь) представил модель анализа «Сферы забот» и «Сферы прямого влияния» по Стивену Кови, где участники связывали свои ценности и роли с миссией и функциями организации, в которой работают. Таким образом, контент семинара постоянно возвращал людей в новые итерации рефлексии себя и своей деятельности как части «общего целого». 

Как отметила фасилитатор лаборатории Индира Шах (Impact Hub Almaty), представляя участникам модель «вложенного целого», даже когда мы работаем с большими и сложными системами, прежде всего мы начинаем с себя. Очень важно держать этот фокус и возвращаться к себе с вопросами о личных мотивах, намерениях и ценностях. 

Подводя итоги, важно отметить, что виртуальный семинар был очень интенсивным и, несмотря на онлайн-формат, в общей сложности позволил участникам за три дня и 15 часов не только познакомиться с экспресс-курсом системных практик и системного мышления. Но и посмотреть на собственную деятельность и команду через инструменты (например, диагностики системы по модели 5R), а также задать себе неудобные и сложные вопросы, с которыми еще предстоит работать на следующих этапах программы. 

Сейчас участники делают первые шаги по определению и диагностике системы профессиональной деятельности, а уже с 6 по 10 октября сообщество системных единомышленников встретится в Ижевске на семинаре «Работа с будущим». 

Подготовил Максим Смехов.

Лаборатория системных практик «Поле» — совместный проект Центра содействия инновациям в обществе СОЛь и MitOst e.V. при поддержке Федерального министерства иностранных дел Германии.
Лаборатория «Поле» 2021