Один шаг к жизни без свалок

Как Никита Никишкин начал свою деятельность в области экологического предпринимательства.

Материал подготовлен проектом nb-forum.ru.
Дата публикации: 2018 год. Автор: Кирилл Ольгинский

В 2014 году Никита Никишкин, студент второго курса факультета инноваций и высоких технологий МФТИ, узнал о глобальных масштабах проблемы мусора и решил, что это как раз та сфера, в которой и стоит заниматься инновациями. Начал с того, что вместе с группой единомышленников из студентов и выпускников МФТИ организовал кампанию по сбору макулатуры в стенах родного вуза. Собранное сдали, получили первые деньги и провели еще несколько подобных акций. Затем поставили емкость для приема использованных батареек.

«Мы очень быстро поняли, что для долговременного результата нужна бизнес-модель, — вспоминает Никита Никишкин. — На энтузиазме такие вещи долго не работают. Например, для сбора батареек нужен ответственный человек, который будет вовремя выносить эти контейнеры и делать это не просто так, а за зарплату».

Стартап в Долгопрудном
Бизнес-модель первоначально представлялась примерно следующая: собирать мусор и продавать его переработчикам. Решили посмотреть, что из бытовых отходов представляет наибольший коммерческий интерес. Оказалось, пластиковые бутылки. Посчитали, сколько стоит контейнер для их сбора, какую технику нужно купить, на какие заводы везти — экономика проекта постепенно складывалась. Правда, оставались вопросы: будут ли люди выбрасывать пустые пластиковые бутылки не в привычную общую кучу, а в отдельный контейнер? Что скажет администрация города? Городские власти инициативу начинающих экопредпринимателей всячески поддержали, жители тоже в большинстве своем были не против.

Город тоже оказался подходящий — подмосковный Долгопрудный (именно там и находится МФТИ). 100 тысяч население: не слишком много, но и не мало — оптимальные масштабы для студенческого экостартапа. Проекту дали название «Чистое дело».

«Чем меньше действий, тем лучше»
«Сначала двигались маленькими шагами, — вспоминает Никишкин. — Мы были молодыми студентами без копейки начального капитала. Первые контейнеры для сбора бутылок делали сами: взяли у знакомых сварочный аппарат и сварили».

Несколько лет назад специальных контейнеров для сбора пластика в подмосковных дворах практически не было. Конструкцию Никишкин с коллегами разрабатывали самостоятельно. Установив первые контейнеры, стали наблюдать за реакцией жителей.

«Важно, чтобы система была удобной, — поясняет предприниматель. — Если человеку не нужно кардинально менять модель поведения, шанс поддержки повышается. Поэтому мы ставим контейнеры туда, куда люди привыкли приносить мусор: чем меньше действий, тем лучше».

По словам Никишкина, появление контейнеров «Чистого дела» во дворах, как правило, встречает одобрение местных жителей: «Видел, как родители специально вручали детям пакеты с пластиковыми бутылками, чтобы те выкинули их в экоконтейнер, — желание прививать культуру раздельного сбора мусора начинается с детства».

Впрочем, бывают и жалобы: кто-то посчитал, что контейнер занял привычное место парковки, кому-то не понравился вид прозрачной сетчатой емкости, наполненной пустыми пластиковыми бутылками. По наблюдениям представителей «Чистого дела», после установки контейнера сборы пластиковой тары растут в течение двух месяцев, а затем стабилизируются на отметке 30/70: 30% жителей принимают предложенные правила игры и отделяют пластик от остального мусора, остальные 70% проходят мимо.

Вторая жизнь пластика
В 2018 году у «Чистого дела» было 53 контейнера. Чтобы охватить стотысячный город, нужно примерно 150. Но сбор пластиковых бутылок во дворах — это только первая ступень всего процесса. Дальше их вывозят на склад, прессуют и большими партиями отправляют на перерабатывающий завод. А там отделяют бумагу, клей, пробки и превращают бывшую упаковку в мелкую пластиковую крошку, из которой делают полимерные волокна — исходный полуфабрикат для множества материалов: от синтетических тканей до разного рода наполнителей. И вместо того, чтобы разлагаться 400 лет, отравляя почву, воду и воздух, пластиковые отходы включаются в так называемую цикличную экономику.

Счет собранного командой «Чистого дела» пластика пошел уже на сотни тонн. Удалось наладить логистику. Сегодня мощности социального предприятия, основанного студентами МФТИ, могут утилизировать практически весь пластик, выбрасываемый жителями Долгопрудного — дело лишь за установкой контейнеров.

По словам Никиты Никишкина, чтобы запустить подобный бизнес, сегодня нужен примерно один миллион рублей.О роли «Газели» в переработке«На начальном этапе нам очень помогла местная власть. Например, нам почти бесплатно выделили площади под склад, — признается Никишкин. — Сейчас всем муниципалитетам Подмосковья поставили задачу: организовать раздельный сбор мусора, поэтому любые инициативы в этом направлении приветствуются».Местные власти пытаются добиться, чтобы все управляющие компании стали хотя бы немного экопредпринимателями и тоже организовали во дворах сбор пластика, стекла и макулатуры. Получается, по мнению Никиты, пока не очень — хотя и по объективным причинам: «У нас дешевле процесс — мы используем "Газели", а у них — большие машины, поэтому им вторсырье пока, видимо, не очень интересно. Основные деньги они получают за вывоз общего объема мусора».

Поскольку «Чистое дело» непосредственно за вывоз отходов не получает ни копейки, заработать оно может только на сдаче вторсырья переработчикам. Пока окупается лишь сбор пластика — работа с бумагой или стеклом при такой схеме не выгодна.

Материалы со смыслом
Чтобы придать проекту большую финансовую устойчивость, Никишкин с командой запустили в 2017 году второе бизнес-направление — онлайн-торговлю строительными и отделочными материалами, произведенными из переработанных вторичных ресурсов: дерева, пластика и стекла. Лозунг проекта: «Строительные материалы со смыслом». Каждый клиент получает специальный сертификат, подтверждающий, что покупка спасла от захоронения на свалке определенный объем полезного мусора и тем самым способствовала сохранению окружающей среды.

«Пластиковые бутылки — это лишь 0,9% от общего объема бытового мусора, — признается Никишкин. — При этом мы собираем только 30% от этой доли и лишь в тех местах, где стоят наши контейнеры. Но там, где мы есть, мы смогли наладить коммерчески эффективный цикл сбора чистого пластика и поток качественного вторсырья на переработку. То есть мы смогли решить одну небольшую задачу внутри глобальной проблемы, но именно так и решаются глобальные проблемы — с локальных шагов».

Как наладить раздельный сбор мусора в России?
«Индустрия переработки мусора развивается медленно, потому что мало вторсырья, — говорит Никишкин. — Необходимо строить мусоросортировочные комплексы, а по закону это возможно только через процедуру общественных слушаний, на которых, как правило, местные жители категорически отказываются от подобного соседства. Люди возмущаются свалками, но при этом не дают предпринимателям построить сортировочные пункты недалеко от города. Это абсолютно нелогично: не хотеть свалок и при этом не давать сортировать мусор.

Нужно упростить процесс выделения земель: те, кто хочет строить мусоросортировочные комплексы, должны получить возможность это сделать. С другой стороны, делаются и правильные вещи. Например, сейчас выставляются на торги многолетние контракты на вывоз мусора — от 8 до 15 лет, что дает возможность инвестировать во что-то более сложное, чем просто вывоз отходов на полигон.

Есть закон об ответственности производителей, который стимулирует их инвестировать в проекты по сбору и переработке вторсырья. Он должен создавать поток инвестиций в эту отрасль. Закон хороший, но в подзаконных актах есть цифры, которые необходимо менять. Товаропроизводитель сегодня должен платить экологический сбор за утилизацию лишь 20% своей продукции. Если бы этот норматив был выше, то в мусоросортировочную отрасль хлынул бы большой поток денег от крупных компаний, что позволило бы быстро решить проблему рыночными механизмами».
ВСЕ НОВОСТИ