Всё дело в бабушке

Участница Конкурса СОЛь Альфия Кабирова рассказывает о проекте «Эбием», в котором пожилые женщины шьют тюбетейки.

Материал подготовлен проектом «Горизонтальная Россия». Оригинал статьи — по ссылке.

Что чувствует пожилой человек, когда дети давно выросли, внуки приезжают на каникулы раз в год, и каждый день — как день сурка? Одиночество и даже отчаяние, когда ты никому не нужен.

Четыре года назад психолог из Тюмени Альфия Кабирова приехала в Ялуторовск, чтобы помочь бабушкам найти новые смыслы в жизни. Эти женщины напомнили ей собственную бабушку. Так у Альфии появилась идея создать социальное производство «Эбием» (в переводе с татарского «бабушка моя»), которое объединило женщин и дало возможность сделать их жизнь интересной и насыщенной.

Альфия Кабирова — участница Конкурса СОЛь (конкурс лидеров социальных инноваций). По образованию — психолог, работала в Тюменском психоневрологическом диспансере, преподавала в местном университете и пр. Альфию воспитали в Башкирии бабушка и дедушка, дед Альфии был из династии имамов, руководил колхозом.

В июне 2020 года проект «Эбием» получил поддержку Фонда президентских грантов.Сегодня в проекте участвуют 28 бабушек.Они делают мужские и женские тюбетейки, пуховые варежки и шерстяные носки, тапочки и аксессуары, бижутерию, сувениры. Во время пандемии они начали шить яркие многоразовые маски из бязи.

Почему тюбетейки
Несколько лет назад Альфия разрабатывала социальный проект для женщин старшего возраста, представители мечети Ялуторовска попросили ее поддержать женщин на эмоциональном уровне. Многие оказались в ситуации, когда утерян смысл: дети и внуки выросли, сами бабушки — на пенсии, предоставлены сами себе. Хотелось наполнить жизнь чем-то значимым.

После той первой встречи Альфия подготовила проект «Женщина в мире возможностей» и получила на него грант. Бабушки сами начали проводить друг для друга мастер-классы. После нескольких встреч участницы сказали: «Мы не хотим расставаться и заканчивать наше общение, давайте продолжать!» Так начался проект «Эбием».

Он вызвал у Альфии сильный эмоциональный отклик: женщины были одеты как ее бабушка, говорили на том же языке, шутили так же, как она, и для Кабировой это стало толчком, очень чувственным и эмоциональным.

Ее жизнь перевернул момент, когда одна из участниц сказала: «Каждое утро я просыпаюсь и не знаю, зачем. Мои дети и внуки выросли и уехали, мой муж умер. Скажите, как нам теперь жить?». Это было пронзительно до слез. «Я поняла, что не могу это проигнорировать и забыть, — говорит Альфия. — И должна что-то сделать!».

Одна из бабушек, Гашия-апа, предложила: «А я тоже могу сделать мастер-класс! Я умею шить тюбетейки». Гашия-апа очень интересно рассказала историю создания тюбетеек, зачем они и как их шьют. Стало понятно, что в азиатской части России, где (так сложилось исторически) живет очень много татар, даже не знают, шьет ли здесь кто-то тюбетейки. Получилась отличная бизнес-идея для родины сибирских татар, и родился проект «Эбием».

Там делают тюбетейки, которые носили татары с конца XIX века вплоть до революции (например, известный татарский поэт, публицист и переводчик Габдулла Тукай). Начальник цеха и наставник других бабушек — Гашия-апа.Что такое тюбетейка«Эбием» шьет исторические тюбетейки — каляпуш (кәләпүш по-татарски) В русском языке слово «тюбетейка» появилось от татарского слова «түбәтәй» (в переводе — шапочка). По одной из версий, этот головной убор появился у татар как подшлемник средневековых воинов. А сегодня, случается, их покупают в качестве подшлемника байкеры — получилась своего рода историческая преемственность.

Тюбетейки пользовались большой популярностью в СССР в конце 1940-х и начале 1950-х, их носили и взрослые, и дети, вернувшиеся из эвакуации из среднеазиатских республик. «Эбием» остается небольшим предприятием, которое не делает оптовых поставок и может позволить себе разный ассортимент, который все время меняется.

За четыре года качество производства изменилось колоссально. Появились мастерицы, которые набили руку и теперь шьют уникальные вещи. Например, одной из фишек «Эбиема» стало производство тюбетеек из старых джинсов. Их приносят в мастерскую в Тюмени, стирают, обрабатывают и распарывают, а потом перешивают. По словам Альфии, джинсовые тюбетейки получаются очень стильными и современными и идут не просто «на ура», а «на громкое ура».

Купить тюбетейку, комфортную для ежедневного использования, не так-то просто, многие их ищут. В продаже чаще всего встречаются либо изделия из синтетики, либо праздничные варианты, украшенные вышивкой и бисером, которые нельзя стирать, да и каждый день носить не будешь.Многие подбирают тюбетейки к деловым костюмам, и Альфие очень нравится, что национальная культура приходит в повседневную жизнь.

Продукцию «Эбием» покупают как молодежь, так и пенсионеры и совсем пожилые люди. Последние всю жизнь прожили в Советском Союзе, и сейчас у них появилась возможность вернуться в родную культуру. Для них очень важно иметь тюбетейку, и не просто тюбетейку, а комфортный головной убор.Сегодня заказать тюбетейку можно как онлайн, так и в соцсетях.
ВСЕ НОВОСТИ