Вы точно этого не знали — как крысы спасают жизни

Крысы участвуют в разминировании минных полей и помогают диагностировать туберкулез — и это не шутки! Именно этим занимается бельгийская организация с немного детским названием АРОРО. Но дела у нее самые что ни на есть взрослые.

Все знают анекдот про то, почему любят хомячков и не любят крыс — у них просто пиар плохой. Однако в каждой шутке есть доля шутки — и наиболее очевидным это становится, когда узнаёшь, как работают большие африканские крысы (или, если быть более точным, African Giant Poached Rat). Не смейтесь, но официальное название этой крысы в переводе с английского означает… «хомяковидная крыса» или «мешотчатый хомяк». Круг замкнулся!

Однако эти «хомячки» далеко ушли от европейскихродственников: взрослые особи достигают 30-ти сантиметров в длину и по размерам сопоставимы с кошкой.

Крысы честнее людей
От минутки радости перейдем к более серьезным вещам. Привлекать крыс к работе по разминированию минных полей придумал бельгиец Барт Витдженс (Bart Weetjens). Идея пришла парню в голову во время учебы в университете Антверпена, в 1990-мгоду, — Барт с детства увлекался грызунами и знал, на что они могут быть способны и какие преимущества даёт крысам острый нюх и возможность отлично поддаваться дрессировке. «Крысы намного честнее людей, — говорит Витдженс. — Это просто удивительные создания, но люди воспринимают их предвзято. Негативное отношение сложилось в Средние века — крыс обвиняли в распространении чумы, хотяее переносят не собственно животные, а блохи в их шерсти. Выходит, крысы тут тоже жертвы, а не агрессоры!

Если относиться к грызунам правильно, то вы обязательно поймете — какие это организованные, аккуратные и добрые животные, которые прекрасно взаимодействуют с людьми».

Проект АРОРО (Anti-Persoonsmijnen Ontmijnende Product Ontwikkeling, Развитие продуктов обнаружения противопехотных мин) был запущен в 1995 году как научно-исследовательский. Затем разработку поддержало правительство Бельгии, а в 2000-м организация перебралась в Танзанию, на базу сельскохозяйственного университета в Морогоро.

По оценкам ООН, противопехотные мины ежегодно убивают икалечат 26 тысяч человек в 75-ти странах мира (например, каждый 500-й житель Анголы потерял какую-либо конечность в результате разрыва мины). Самое неприятное — мина нажимного действия срабатывает под воздействием веса, иособенно опасна не столько для воюющих сторон, сколько для мирного населения, — стариков, женщин и детей, которые остаются в своих деревнях после того каксолдаты уходят с поля боя. Именно из этих соображений было создано Движение за запрещение противопехотных мин, в 1997 году получившее Нобелевскую премию мира.

Озарение пришло к Барту в Шотландии — где он принимал участие в семинаре по противодействию противопехотным минам. И, так как практически всю жизнь студент был связан с крысами, он решил скрестить идею разминирования с талантами грызунов.

Все дело в нюхе
И сегодня минные поля помогают разоружать не только люди, нои крысы из АРОРО. Итак, каким образом грызун становится спасителем жизней? Всё началось с нюха. Хомяковидные крысы очень чувствительнык запахам, и научить их отличать запах тротила не столь сложно. Животных «отдают в школу» в возрасте 5-6 недель и готовят «методом проб и ошибок». Последвух недель грызуны начинают ассоциировать характерный щелчок срабатывания миныс наградой (банан или орешки). А после закрепления навыка «щелчок — еда» крысу начинают тренировать на запах тротила.

В силу небольшого веса крыса может наступать на мины без последствий, они не взрываются. Еще один плюс «мешотчатого хомяка» из Африки — во-первых, они адаптированы к континенту. Во-вторых, их пищевое поведение сравнимо с поиском противопехотных мин: в сезон дождей «хомяки» активно запасают орехи и другую пищу, а во время засухи разыскивают свои подземные схроны по запаху. Вот и в процессе обучения животное на поводке выводят стренером «в поля», где учат находить зарытые в земле объекты — и за удачную находку также вознаграждают бананом.

Тренировочная площадка в университете занимает 24 гектара, на ней закопано более 1500 деактивированных мин — так чтогрызунам есть, где развернуться. В качестве «экзамена» крыса должна деактивировать площадку в 200 квадратных метров менее чем за 20 минут — у нее есть право на две ошибки. Потом животное отправляют в одну из стран, нуждающихся в разминировании полей, и после полугодовой акклиматизации и дополнительных занятий отправляют «на работу».

Например, с 2003 года в Мозамбике 30 «крыс-героев» (HeroRATs) разминировали 1500 мин на территории в 250 гектаров.

Принять крысу в семью
Что интересно, крысу-героя можно… виртуально усыновить. На сайте АРОРО вы выбираете питомца и платите 7 долларов в месяц или 77 — в год, деньги пойдут в фонд организации. Благотворитель получит официальный сертификат и каждый месяц ему будут присылать фоторепортаж о том, как живет и работает крыса.

Куда идут деньги? Дело в том, что на подготовку одного грызуна тратится 6 тысяч евро, рабочий период крыс — от четырех до пяти лет. Зато и пользу они приносят колоссальную, и трудятся в Анголе, Мозамбике, Камбодже,Танзании и других «горячих точках».

На январь 2019 года в АРОРО работало 151 животное. 26 участвует в процессе воспроизводства популяции, 53 тренируют на обнаружениетротила (10 из них ждут отправки в Камбоджу). 39 особей участвуют внаучно-исследовательской программе; 22 уже на пенсии, а 10 отвезут в различные зоопарки в США.

Приблизительно по тому же принципу — по запаху — крыс научили диагностировать туберкулез. Им дают понюхать образец мокроты с подозрением на болезнь, обнаружив ее, грызун начинает царапать пол рядом с ячейкой. Скорость проверки образцов — 100 штук за 20 минут, что для Африки, во многих районах которой медицинские лаборатории отсутствуют в принципе, —настоящий прорыв.

Сегодня основатель проекта Барт Виджентс является не только популярным спикером программы видеолекций TED (Technology, Entertainment and Design), но и Ashoka Fellow (стипендиат сообщества — мирового лидера в области поддержки социального предпринимательства). Компания АРОРО уже неоднократно входила список «500 лучших неправительственных организаций мира» и продолжает двигаться вперед.

«Видеть полезные ресурсы там, где большинство людей их не замечает, — отличительная черта системных социальных предпринимателей, — комментирует руководитель направления "Системный подход в социальном предпринимательстве" международного акселератора Ashoka Globalizer Ольга Широбокова. — Нередко ресурсы для решения серьезной проблемы находятся совсем близко и стоят не так много.

Пример АРОРО подтверждает это еще раз. Хотя у большинства людей крысы вызывают не самые приятные чувства и ассоциируются с чем-то грязным, уровень их интеллекта, быстрая обучаемость и острый нюх могут сделать из животных не только милого питомца, но и героя, способного спасать жизни людям».

Среди современного социального предпринимательства немало примеров использования простых, но неочевидных ресурсов, отмечает Широбокова. Например, немец Франк Хофман [обучает и трудоустраивает] слабовидящих женщин как помощников врачей-гинекологов по мануальной диагностике рака груди. Чувствительные рецепторы на руках слабовидящих женщин позволяют обнаружить опухоли гораздо меньшего размера, чем те, что обычно находят врачи.

А датчанин Торкиль Сонне [помогает] людям с аутизмом найти работу в сфере тестирования компьютерных систем. Он заметил, что монотонность заданий и отсутствие социального контакта делают такую работу достаточно тяжёлой для нейротипичных людей, зато сотрудники с аутизмом справляются с однообразным тестированием без проблем благодаря высокой концентрацией внимания. Сегодня с Сонне сотрудничают крупные IT-компании вроде SAP, давая возможность реализовывать свои ресурсы и таланты там, где они будут максимально полезны.

Узнать больше об АРОРО: https://www.apopo.org
ВСЕ НОВОСТИ