«Я — математик-физрук: даю подросткам философию и фехтование, то есть, учу думать, сражаться и побеждать», — говорит Вадим Полюга. И он знает, о чем говорит — потому что, помимо прочего, является президентом Федерации дуэльного фехтования России. А еще Вадим — один из основателей Московской школы маринеров, в которой дети и подростки фехтуют и ходят на яхте. Читайте — как совместить историю с физкультурой и почему это — «неправильный стартап».
Вадим Полюга — выпускник Уральского университета им. Горького, математик. Занимается фехтованием с 1995 года.
Основатель информационно-инженерного инкубатора i3school (И-куб) — с этим проектом Вадим вошел в число участников Карты лидеров инноваций в образовании России (созданной для того, чтобы показать рабочие связи между представителями учебных заведений страны, и выявить людей, благодаря которым происходят положительные изменения в области образования).Также в 2017 году Вадим стал финалистом Конкурса СОЛь-2017 — ежегодного конкурса лидеров изменений, который проводит Центр содействия инновациям в обществе СОЛь.
— Расскажите подробнее о проекте Московской школы маринеров, с чего все началось? — Сюжетно это очень красивая история! Мы провели очень сложный стартап-акселератор Академпарка в Новосибирске, и после завершения проекта меня пригласили в поход на яхте в Греции. И я поразился эффекту, который на меня произвел яхтинг. Фехтование, с которым я связан почти 25 лет — это история «про волю», ты борешься с волей другого человека в единоборстве и должен разрушить чужой замысел, несмотря на противодействие противника. Надо и быть в тонусе, и уметь сохранять хладнокровие. Это интеллектуальное единоборство, которое называют «шахматами в движении» (в отличие, например, от контактного рукопашного боя).
А в яхтинге я увидел радикально другую историю. Яхтинг — это не про волю, а про принятие. Там — стихия несравнимых масштабов! Раньше я к морю относился довольно скептично, любил ходить по горам. И когда открыл для себя море, у него оказалась очень мощная энергетика: чем лучше ты принимаешь всё, что вокруг тебя, тем лучше идет лодка! В конечном счете, вопрос «победы» там в том, насколько ты принимаешь все, что случается вокруг.
Очень хотелось поделиться этим опытом с другими, и год назад мы создали на базе Информационно-инженерного инкубатора i3.school мастерскую приключений, Московскую школу маринеров, где дети вместе с родителями постигают азы фехтования, изучают тонкости вождения яхт, практикуются в инженерном деле. Количество участников в команде зависит от лодки, мы принимаем ребят начиная с 9-10 лет, но можно даже и меньше. Ходим — по Турции и Черногории.
— Что меняется в детях после путешествия? — Мне изначально не важно, чего ребята знают или не знают. Мне важно — поменялась ли их философия и привычки после поездки. А меняется — поведение и суждение, понимание основ взаимодействия.На лодке очень просто: у тебя в руках она или идет, или не идет. Там нельзя любой ценой «собрать волю в кулак» и решить: «Идём вон туда»! Так ты не поедешь. Лодка — это командная работа (да и в бизнесе серьезные задачи не решаются одним человеком). На лодке мы живем все вместе, управляем этой махиной, справляемся с ситуациями, требующими мобилизации.И всегда рядом — культурный контекст. Наши походы — тематические, каждый раз погружаемся в историю. Например, «Балканы 1895 года» — это точка интересов нескольких империй. Путь пролегает через крепости, порты, монастыри, дворцы. Или наш недавний тур по местам съемок «Игра престолов».
Здесь становятся осмысленными и дуэли на шпагах — все время происходит своего рода пронзание истории, соотнесение исторического контекста с тем, что происходит сегодня. Дети не просто наблюдают, а становятся участниками событий. Они начинают понимать, что многое зависит от них: и дальнейший ход событий, и дальнейший ход лодки.
— А как реагируют родители? — Когда мы запускали школу маринеров, думали, что подросткам проект будет интересен больше, чем родителям. Но эффект получился обратный (по аналогии с тем, как купили сыну вертолётик, а играет с ним папа)! Как раз взрослых совместная творческая и сложная деятельность, сочетание фехтования, яхтинга и инженерного дела –– очень сильно вдохновляет.
Нам интересно было создать игровой контекст, удержать вовлечение, мотивацию. В итоге получилось, что у взрослых больше кайфа от яхтинга, а детей привлекает игровая составляющая, в которой они оказываются в мире, где все зависит от них. В общем, за год стало понятно, кто что из этого извлекает.
Программа приключений на лодке разносторонне влияет на участников — и мы хотим продолжать удерживать контакт, для нас это многосторонний инструмент. Проект развивается потому, что видим, как он положительно влияет на прямой контакт с родителями и детьми. Если мы все время будем «просто учить» без живого контакта, нам негде будет проверить, правильно ли укладывается наше обучение в голове.
— Вы и ваш проект «И-куб» являетесь участником Карты лидеров инноваций в образовании, а также финалистом Конкурса СОЛь-2017. Насколько это было важным? — Хочу обозначить три вещи. Первая — когда была опубликована Карта лидеров инноваций в образовании, подготовленной Центром содействия инновациям в обществе СОЛь, было приятно найти себя на ней близко от центра. Было приятно понять, что то, что мы делаем, интересно и вызывает отклик. Будем считать это верительной грамотой, подтверждением уровня нашей работы. Ну и сама идея картирования — горизонтальные связи — очень полезна.
Второй момент — это участие в форумах YPO Impact (Young Presidents Organization): после Конкурса СОЛь мы начали общаться, и это оказало очень сильное влияние. Например, появилось понимание, что такое управлять своим ресурсом, быть более честным с собой. Очень приятно, что именно СОЛь стала своеобразным окном в форум YPO.
Третье — нетворкинг, и это не просто люди на картинке, не просто обмен визитками, а содержательное обсуждение, очень полезное общение. Возможность поговорить о чем-то не банальном с умными людьми. Исходя из этих бесед возникают различные активности, которые расширяют твой кругозор.
— Сейчас много говорят о социальном предпринимательстве в бизнесе, как вы для себя рассматриваете эту тему? — Бизнес, который не может быть социальным, не может быть бизнесом. В целом — это процесс удовлетворения клиентов, и, если ты о них не думаешь, ничего хорошего не получится. Предпринимательство, которое не социально, не может быть операционным бизнесом.
Хотя деньги — всего лишь форма обратной связи. Мы же хотим чего-то большего. Хотим преобразовывать; и маринеры для нас — это лакмус живого контакта с людьми. Вот и получается, что такой мы «неправильный стартап», — меньше думаем о масштабировании, и больше о качестве.
В октябре 2019 года Вадим Полюга начнет обучение на программе Ashoka Visionary Program для лидеров изменений, разработанной международной компанией «Ашока», которая более 35 лет оказывает поддержку лидерам социальных изменений в различных секторах экономики. Это обучение Вадим выиграл в результате выхода в финал Конкурса СОЛь-2017.
«Ашока» — мировой лидер в области поддержки социального предпринимательства, её стипендиатами (Ashoka Fellows) являются около 3000 социальных новаторов со всего мира.Каждый год программа объединяет 30 лидеров из бизнеса, госсектора, соцсферы, науки, гражданского сектора и помогает участникам освоить навыки, необходимые для решения социальных вызовов на системном уровне.