Житель Копенгагена Оле Кассов запустил программу по привлечению пожилых датчан к велосипедным прогулкам на велорикшах. Сегодня пассажиров возят пилоты-волонтеры уже 54-х стран.
Во всем виновата дружба! В 2012 году уроженец Копенгагена, консультант по менеджменту Оле Кассов ежедневно проезжал на велосипеде мимо дома престарелых. И каждое утро встречал безупречно одетого 97-летнего Торкильда, который махал ему, сидя на скамейке. Оле стало интересно: когда в последний раз Торкильд и другие жители дома ездили на велосипеде?
«Большинство жителей Копенгагена обожают велосипед, — говорит Оле. — Я предположил, что и Торкильд хотел бы вернуться в это состояние, пообщаться с соседями и вернуть то, что он, вероятно, всегда делал в своей жизни».Кассов получил разрешение персонала дома престарелых прокатить пожилого человека на велорикше — трехколесном велосипеде с пассажирским сиденьем. Эта поездка стала катализатором создания некоммерческой организации «Велоспорт без возраста» (Cycling Without Age), инициативы, которая теперь включает более 250 отделений в 54-х странах.
Создатель Cycling Without Age Оле Кассов из Дании — стипендиат фонда Ashoka, который уже 40 лет выявляет и поддерживает лидеров социальных инноваций в 92 странах мира. Выявленных лидеров ежегодно представляют на Ashoka Changemaker Summit.
Рассказы и улыбки — вот что стало результатом первых поездок. После того, как Кассов прокатил одного из обитателей дома на велорикше, на следующий день ему позвонили и спросили, не сделает ли он это снова? Поездки быстро стали частью жизни Оле, он ждал их с нетерпением. «Это дало старикам потерянную было мобильность, а мне — потрясающее новое представление о моем городе», — вспоминает предприниматель. Во время одной из поездок Торкильд показал Кассову старые армейские бараки у замка Русенборг и поделился: «Я жил там раньше». Оказалось, что в 1938 году Торкильд служил в королевской гвардии.
С велопрогулок пожилые люди возвращались счастливыми, становились разговорчивыми и общительными, их переставала угнетать повседневная рутина, как сказали Кассову сотрудники дома. Оле вдохновился и обратился к городским властям, попросив их профинансировать катание с велорикшей для домов престарелых. Город предложил больше: пять велорикш на пять домов престарелых. Кассов был так взволнован, что организовал мини-парад с друзьями и семьей, чтобы продемонстрировать байк-парк.
«Внезапно нас стало 30, представьте, 30 добровольцев, готовых водить наши байки», — восхищается Оле. К октябрю 2013 года Кассов получил свой первый запрос из-за пределов Дании, из Осло, где было создано подразделение организации Cycling Without Age.
Сегодня цель Кассова и его команды — разрушить барьеры мобильности и активности, с которыми сталкиваются многие пожилые люди. К проекту присоединилось несколько стран: отделение в Нью-Брансуике, Канада, приглашает пожилых людей на прогулки возле Аппалачских гор; в Ошкоше, штат Висконсин, велосипедистами работают полицейские и пожарные, в Исландии на колеса велорикш ставят шипованную резину для передвижения по скользким дорогам. А в одной только Дании сейчас около 4000 пилотов-добровольцев.
Так незнакомцы становятся друзьями и начинают дружить семьями. 37-летняя Пернилла Буссон, два года назад открывшая филиал Cycling Without Age в Сингапуре, подружилась с 87-летней Энни, одной из постоянных пассажирок. Сначала пара встречалась раз в неделю, чтобы кататься и разговаривать. «С велорикшей доступны почти все районы, — говорит Бюссон. — В отличие от инвалидной коляски, мы можем забраться, куда хотим».
Дружба двух женщин не заканчивается катанием на велосипеде. «Энни научила меня готовить китайскую еду, играть в маджонг и как избавиться от надоедливых муравьев в доме», — добавляет Бюссон.Велорикша — это то, что может позволить пожилым людям бывать на природе. Старики часто сталкиваются с чувством изоляции и отсутствия друзей или семьи, с которыми можно было бы встречаться, пишут исследователи из Университета Бата (исследование статистики медицинских вмешательств для пожилых людей Великобритании).
Простые ежедневные поездки, особенно поездки без автомобиля, ведут к улучшению здоровья пожилых людей. Исследователь Энн Торцен изучила влияние программы Cycling Without Age в Дании и отметила, что каждый пожилой человек, участвовавший в поездках, перешел от того, чтобы проводить 90 процентов своего времени в постели, к тому, чтобы каждый день вставать с кровати, чтобы покататься (если такую опцию предлагали в доме престарелых).
И это полезно не только пожилым людям, велорикши тоже многому учатся. «Я побывала в незнакомых местах и узнала много интересных историй», — говорит Дитте Якобсен, глава отделения Cycling Without Age в Капбретоне, Франция. Якобсен, трансплантолог из Дании, была рада привнести культуру велоспорта своей страны во Францию и исследовать новое место жительства. Один пассажир устроил ей экскурсию по местному лесу, а другой поделился историями из военной жизни в бункере на побережье.
Ее любимая поездка — когда она привезла 103-летнюю Джульетту посмотреть на море. Погода неожиданно испортилась, они чуть не развернулись, но затем Дитте вспомнила о соседнем комиссионном магазине, где владелец подарил Джульетте шарф и свитер. Когда пара снова отправилась в путь и доехала до берега, Джульетта призналась, что до этого никогда не бывала в благотворительном магазине. «Мы обе очень смеялись, — вспоминает Дитте. — Представьте себе, вам 103 года, и вы всё еще открываете для себя новые вещи, например, впервые идете в комиссионный магазин. Это фантастика!».
В ноябре 2016 года Кассов катал 81-летнего Йенса Петера Йенсена и его подругу Алису по дорожке у Круглой башни Копенгагена. В середине пути Кассов услышал, как Алиса, которая сначала не очень хотела ехать, наклонилась и сказала Дженсену: «Как хорошо, что мы сказали «Да!». Для Оле это замечание и поездка стали примером необходимости программы, показателем того, что она способна воплощать мечты и выводить людей на улицу, независимо от их возраста.
Комментирует Анастасия Лазибная Основатель проекта «Баба-Деда» , финалист Конкурса СОЛь-2019
Cycling Without Age — прекрасная идея социального проекта. По нашим данным, путешествия — одно из самых востребованных зрелыми людьми направлений программ на пенсии. Велосипеды — это тоже про путешествия, про эмоции, велосипед даёт ощущение полёта. А если велопрогулка проходит с другом-компаньоном, так это идеальная история!..
Комментирует Алексей Марей Инвестор, член совета директоров «Альфа-Банка», член правления фонда «Друзья» Единственное, что нужно, чтобы проекты, подобные Cycling Without Age, появились в России — это желание конкретных людей инвестировать свое время в подобную активность и за счет этого открывать свой город с абсолютно новой стороны. Помимо этого, давая пожилым людям ощущение молодости и возможности поделиться своими знаниями. Инвестиции для таких проектов, как мне кажется, не нужны, так что это вопрос не инвесторов, а, скорее, общественных ценностей.
Вопрос устройства общества, которое задумывается о том, как живется пожилым людям. Здесь и сострадание, и внимание, и чуткость, и доброта — и, мне кажется, в России этого много, несмотря на то, что наше общество, на мой взгляд, достаточно радикально отличается от датского.
В чем отличие социальных инвестиций? Целью обычных инвестиций всегда является заработать, получить прибыль (наверное, это основной индикатор успеха). А социальные инвестиции в меньшей степени направлены на прямой заработок, и в большей степени на то, что в английском языке называется словом «импакт». Сегодня в нашей стране появляется все больше и больше инвесторов, которые думают об устойчивости системы в целом; понимают, что прямое зарабатывание денег не является единственным фактором успеха. И вот этот социальный вклад, наверное, и есть некий индикатор успеха.
Для устойчивости подобных инвестиций мне кажется критически важным, чтобы деньги не уходили исключительно на благотворительность. Чтобы создавалась некая среда, или действия, которые приводили бы к тому, чтобы деньги воспроизводили сами себя. Как аллегория — когда запускаешь снежок с горы, он катится, и в какой-то момент снежный ком превращается в лавину, которая обрушивается и радикально меняет ту или иную область приложения социальных инвестиций.